Общение как восприятие?

Общение как восприятие?

  1. gjuli говорит:

    Одной из обязательных частей общения выступает процесс восприятия одного человека другим. Этот процесс иначе называют перцептивной стороной общения. Каждый из нас вступает в»процесс общение как личность, партнер по общение так же воспринимает нас как личность. Оценивая внешние проявления собеседника, «мы, по»мнению С. Л. Рубинштейна, как»будто laquo;читаемraquo; его, пытаемся интерпретировать его внешние проявления. При этом важную роль в регуляции нашего поведения в процессе общения играют те впечатления, которые у нас появляются» при этом. Почему? Во-первых, потому, что в познании другого человека происходит формирование самого познающего индивида. Во-вторых, потому, что от»того, насколько правильно и точно будет laquo;прочитанraquo; другой человек, зависит успех совместных действий с ним.

    В»процессе общения участвуют как минимум два индивида, и»каждый из»них выступает как активный субъект общения. Получается, что сопоставление себя с»другим человеком происходит с двух сторон: каждый»собеседник как бы уподобляет себя другому индивиду. Таким образом, выстраивая стратегию взаимодействия, каждый индивид принимает во внимание не»только мотивы, потребности, установки»другого индивида, но»еще и»то, как другой индивид понимает мои мотивы, потребности, установки. В итоге получаем, что процесс осознание себя через другого индивида включает в себя две стороны: рефлексию и идентификацию.

    Идентификация — один из» способов понять другого человека, уподобление себя другому. Естественно, это не»единственный способ понимания другого, но»в»реальном общении люди используют такой прием, когда для того, чтобы сделать предположение о»внутреннем состоянии собеседника или партнера, человек пытается поставить себя на место партнера.

    С идентификацией тесно связано такое понятие как эмпатия. Эмпатия ndash; еще один способ восприятия другого индивида. Но в этом случае имеется в»виду не»разумное осмысление трудностей и проблем другого человека, как при взаимопонимании, а»стремление откликнуться на»его проблемы с помощью эмоций.

    Процесс взаимопонимания laquo;осложняетсяraquo; таким явлением как рефлексия. Рефлексия — это осознание индивидом того, как»его самого воспринимает партнер по»общению. Это не»просто понимание другого, а»знание того, как другой человек понимает меня. Рефлексия представляет собой удвоенный процесс зеркальных отображений друг друга, «взаимоотражение, главным содержанием которого становится воссоздание внутреннего мира партнера по общению, причем в его внутреннем мире уже отражается мой внутренний мир.
    Существует ряд факторов, мешают правильному восприятию и»оценке собеседников.

    1. Присутствие «»»» у наблюдателя заданных заранее установок и убеждений, которые сложились «»»» еще до начала восприятия другого человека
    2. Наличие «»»» выработанных стереотипов, в»четком соответствии с»которыми другие «»»» люди уже заранее относятся наблюдателем к»определенной категории и в «»»» ходе процесса восприятия наблюдатель пытается отыскать у другого человека «»»» черты, соответствующие сформированной у него установке
    3. Желание «»»» сделать преждевременные выводы о»личности воспринимаемого человека задолго «»»» до»того, как о»нем получены достоверные и исчерпывающие сведения. «»»»
    4. Отсутствие «»»» способности или»желания выслушивать «мнение других людей, склонность «»»» полагаться только на»свое впечатление о»человеке.
    5. Отсутствие «»»» у наблюдателя изменений, происходящих со временем в»восприятии «»»» и»оценках других людей. Здесь речь идет о том случае, когда сформированное «»»» один раз мнение о человеке не меняется с течением времени по мере поступления «»»» новой информации о нем.

    Говоря об общении, как о восприятии одного человека другим нельзя не упомянуть» о явлении казуальной атрибуции. Казуальная атрибуция представляет собой первое пришедшее в голову правдоподобное объяснение того или иного поведения человека. Казуальная атрибуция заключается в интерпретации и приписывании причин поступков и действий другого человека в ситуации недостатка информации о настоящих причинах действий и поступков.

    Процессы казуальной атрибуции имеют определенные закономерности, которые влияют на»восприятие и понимание людьми»друг друга:

    1. Возможными «»»» причинами того или иного действия или явления считаются обычно те»события, «»»» которые часто»сопровождают воспринимаемое явление или часто повторяются
    2. Если поступок, «»»» который мы»желаем объяснить, не совсем обычен и»при этом ему «»»» предшествовало какое-нибудь особенное событие, то»мы»готовы «»»» именно это событие считать главной причиной наблюдаемого поведения.
    3. Поступки «»»» людей неверно объясняются тогда, когда имеется множество разных возможностей «»»» их»интерпретации, и»человек, пытающийся объяснить эти поступки, свободен «»»» в выборе вариантов интерпретации.

Добавить комментарий

Войти с помощью: