Наука как социокультурный феномен возникает?

Наука как социокультурный феномен возникает?

  1. Надежда говорит:

    В наше время наука представляется в виде социокультурного феномене. Это означает, что наука находится в зависимости от многих сил, токов и влияний, которые действуют в обществе и определяют свои приоритеты в социальном окружении, она тяготеет к заключению компромисов и значительно детерминирует всю общественную жизнь людей. Таким образом происходит формирование двухсторонней зависимости. Как соционаучный феномен наука появилась в призвании отвечать на некоторые потребности человека в производстве, а так же для получения настоящих и адекватных знаний об устройстве мира и его возникновении. Она существует, и при этом оказывает некоторое влияние на развитие практически всех сфер общественной жизни. Рассмотрение науки как социокультурного феномена происходит потому, что если речь заходит об исследовании ее с самых истоков, то границы того явления, которое мы сегодня называем наукой было существенно расширено до границ, когда наука становится культурой.

  2. skwork говорит:
    Наука, имея бесчисленное количество определений, предстаёт в трех основных видах. Она трактуется либо как определённая форма деятельности, либо как социальный институт или же как система обобщённых дисциплинарных знаний. В первом варианте наука предлагается нам как особый способ деятельности, который обращён на логически упорядоченное фактически выверенное познание предметов и процессов окружающей реальности. Как деятельность, наука расположена в поле пологания на цели, принятия решений, выбора, достижения своих интересов, понимания ответственности. При втором толковании, когда наука преподносится как система знаний, отвечающих основным критериям объективности, истинности, адекватности, научное знание пробует предоставить себе поле автономии и быть нейтральным относительно идеологических и политических приоритетов. То, благодаря чему множество ученых посвящают свои жизни и возлагают свои головы, является истина, она выше всего, она есть конституирующий науку предмет и основная ценность науки. Третьим пониманием науки является институциональное оно выделяет ее природу и объективность ее бытия в роли общественного сознания. Но с институциональным оформлением сопоставленны и другие формы сознания нашего общества: религия, политика, право, идеология, искусство и т.п. Наука как социальный институт или форма общественного сознания, плотно завязана с производством научных и теоретических знаний, позиционируется как некая система связей между научными организациями, сотрудниками учёного сообщества, систему ценностей и норм общественной морали. Но тот факт, что она является институтом, в котором тысяч людей нашли свою профессию, — результ ближайшего развития. Только в 20 веке профессия ученого приобретает статус сравнимый по значимости с профессией церковника или законника. Один из основоположников науки о науке Дж. Бернал, подчёркивал тот факт, что «выразить значение науки по сути невозможно», следует определить путь которым можно придти к пониманию того, что из себя представляет наука. Итак, наука предстает: как институт, как метод, как накопление знаний, как фактор развития производства и как более влиятельный фактор в формировании убеждений и отношений человека к окружающему миру. На данный момент наука представлена прежде всего как социокультурный феномен. Это означает, что она вступает в зависимость от многочисленных сил, течений и влияний, действующих в обществе, определяет свои основные направления в социальном контексте, стремится к уступкам и сама основательно детерминирует общественную жизнь. Таким образом фиксируется двойная зависимость: как социально-культурный феномен наука образовалась, пытаясь ответить на определенную необходимость человека в производстве и приобретении истинного знания о мире, и живёт, оказывая немаловажное влияние на формирование всех сфер общественной жизни. Наука рассматривается как социокультурный феномен так, как границы нынешнего понимания науки, расширились до границ «культуры». С другой стороны, наука рассчитывает на роль уникального устойчивого и истинного фундамента. Как социально-культурный феномен, наука всегда отталкивается от сложившихся в обществе культурных традиции, на общепринятые нормы и ценности. Деятельность в сфере познания вовлечена в бытие культуры. Как вывод становится понятной именно культурно-технологическая функция науки, сопряжённая с анализом и возделыванием человеческого материала — субъекта познавательной деятельности, и дальнейшее подключение его в познавательному процессу. Наука, которая понимается как социокультурный феномен, не в силах развиваться отдельно от освоения знаний, которые стали достоянием общества и хранятся в социальной памяти. Культурная натура науки тянет за собой ее ценностную и этическую наполненность. Раскрываются новые возможности науки. Наука становится социальным регулятором общественных процессов. Наука влияет на потребности общества, становится нужным условием рационального управления. Любое новшество необходимо аргументировать. Выявление социокультурной регуляции науки происходит через сформировавшуюся в обществе систему воспитания, через обучение и вовлечение членов общества к исследованиям науки. Как социально-культурный феномен, наука состоит из большого количества отношения таких, как экономические, идеологические, социально-психологические, социально-организационные. Реализовывая экономические потребности общества, наука реализует себя в функции прямой производительной силы, и выступает как важнейший фактор хозяйственно-культурного развития людей. Крупное машинное, которое появилось как результат индустриального переворота составило материальную базу для преобразования науки в производительную силу. Каждое последующее открытие становится плацдармом для изобретения. . Наука отличается от других профессий профессий тем, что не приносит мгновенный экономического дохода и не связана прямо с непосредственной выгодой, и именно поэтому проблема нахождения средств к жизни всегда была довольно актуальна для ученого. Для развития науки следует вкладывать большие средства, не надеясь на их быструю окупаемость.
    В роли политического инструмента наука выступает отвечая на вопросы общественной идеологии. Общепринятая наука всегда должна быть на стороне основополагающий идеологической установки общества, выдавать аргументы и практические инструменты, способствующие сохранению власти и идеологии свое доминирующее положение. Посему вывод о независимости науки постоянно сопряжен с активной полемикой. Восприятие идеологии в основном начинается бессознательно, при первичной социализации, на наука никогда целиком не способна освободиться от влияний идеологии, но при этом постоянно старается стать антиидеологичной. Характеристиками идеологии можно назвать ее преднамеренное изменение реальности, наводнение догматизмами, нетерпимость. Наука старатся точному и адекватному показывать реальность, в основном терпима к параллельным теориям, никогда не зацикливается на одном и может быть фальсифицирована. Ученый постоянно несет большую моральную ответственность за результаты применения разработок. Объяснить науку как социокультурного феномена сложно потому, что она все-таки не пренебрегает своей независимостью и не растворяется без остатка в пределах социальных отношений. Науке необходимо сотрудничество большого количества людей.
    Если рассматривать науку как социальный институт, то она включает в свой состав прежде всего ученых и их знаниями, их квалификацию и опыт; распределение и кооперацию труда; четко сформированную и эффективно работающую систему информации; научные предприятия и учреждения, школы и общества; инновационное и лабораторное оборудование и пр. В нынешних условиях основное значение получает процесс рациональной организации управления наукой и процессом её развития. Основные представители науки это талантливые, гениальные, имеющие творческое мышление ученые-первооткрыватели. Великие исследователи, одержимые стремлением познавать новое, находиться у истоков революционных прорывов в развитии науки.

Добавить комментарий

Войти с помощью: