Научное знание как система?
Вопросы Лимит по процентам для займа сотруднику организации
Вопросы Спортивная гимнастика и акробатика для детей: развитие тела и духа
Вопросы ДПК для забора и террасы: преимущества использования и особенности
Вопросы Топ-10 популярных групповых программ: отбор, контроль, мотивация
Вопросы Использование различных снарядов и оборудования в тренировках
Вопросы Приморская таможня конфисковала крупную партию гель-лаков, ввезенных под видом бытовой техники
Вопросы Что такое страх?
Вопросы Окна ПВХ от VEKA: преимущества
Научное знание ndash; это сложная система, в которой возникают со временем новые организационные уровни. Такие уровни оказывают преобразовывающее воздействие на уровни знания и дополняют их. По ходу такого процесса рождаются новые способы и приемы теоретического исследования.» Наука представлена как организованно-структурированное знание, которое объединяет все отрасли и подсистемы в одну общую сложную систему.
Научное знание представляет собой различные типы знаний, которые составляют огромную массу и взаимодействуют между собой.
Система научного знания ndash; это совокупность элементов знания, которые» в соответствии с научными принципами упорядочены и объединяют» в целостную систему отдельные отрасли знания.
Система научного знания выделяет различные формы: законы, гипотезы, схемы, теории, программы, факты. Все они относятся к двум уровням: теоретическому и эмпирическому. Знания, которые не объединены системой не могут образовывать науку, их сперва нужно упорядочить, структурировать и объединить в соответствии с основными принципами знаний.
Научному знанию присуща обоснованность результатов, строгая доказательность, достоверность выводов. Это сложный, процесс воспроизводства новых полученных знаний, который образует целостную систему теорий, понятий, законов, гипотез и других форм, что закреплены в естественным или искусственным (математические символы) языком.
Говоря слово, наука обычно подразумевают «сферу деятельности людей, задачей «которой является разработка «и систематизация объективных знаний о реальности. Сегодня «наука стала еще и производительной силой и в важный общественный «институт, имеющий «влияние на все сферы жизни общества. Сейчас насчитывается около пятнадцати тысяч «дисциплин, в научной сфере работае «больше 5 миллионов профессиональных ученых, количество научных изданий «исчисляется сотнями тысяч.
Главным»субъектом науки,»то есть носителем осознанной деятельности в этой области, являются ученый и коллективы ученых и персонал им помогающий.»Объектами науки»называют «все состояния реальности, которые становятся сферой приложения работы ученых. Объектом науки часто становятся теоретические изыскания, которые «не имеют альтернативного «аналога в природном окружении. В природе например не существует идеальный «газ, но эта «конструкция широко распространена у «ученых в определенных областях исследований. Это отличает науку от тривиального чувственного восприятия действительности.
Вспомним «одну черту науки. Если в искусстве и литературе произведения тесно связано с автором, и без автора произведение не могло появиться, то в науке положение совсем иное. Теории великих ученых отражают черты своих создателей. Но эти теории неизбежно появились бы, поскольку они являются необходимым этапом на пути прогресса науки. Об этом говорят факты из истории науки, когда одни и те же открытия делают разные ученые независимо друг от друга.
Главная цель научной деятельности»-«получение знаний действительности.»Под знанием понимают форму экзистенции и систематизации результатов научной «деятельности человека, который в своей активности отражает объективные закономерности «настоящего мира. Термин lt;знаниеgt; используется «в трех основных смыслах:
1)»способности или навыки, которые основаны «на осведомленности, как что-либо осуществить;
2)» любая научно значимая информация;
3)» особая познавательная единица, живущая «во взаимосвязи с практикой. Нужно знать, что определения «lt;истинное знаниеgt; и lt;знаниеgt; не одинаковы, поскольку последнее может быть необоснованным достаточно или неистинным.
Результатом научной деятельности являются не только знания. Для их получения нужны «методы наблюдения и экспериментирования , и способы, при помощи которых они реализуются. К продуктам науки стоит отнести и научный способ рациональности, который отражен на все сферы человеческой деятельности. В конце концов, наука это источник моральных ценностей, так как профессия ученого подразумевает «элементы профессиональной этики.
Достижения нынешней «техники основанны на фундаментальных научных законах и исследованиях. Взаимосвязь техники и науки — один из основных факторов научно-технической революции, главное условие научно-технического прогресса. Техника в своих нынешнем состоянии (лазерные установки, компьютеры, и др.) оказывает большое «влияние на культуру людей, на психологию и сознание общества, их жизненные и ценностные ориентиры.
«»»» «Научное знание строится и организуется согласно конкретным законам. Отличительные свойства «научного познания — систематизированность и небездоказательность. Для научной систематизации знаний свойственно стремление к полноте, ясное представление о базисах систематизации и их невзаимоисключаемости. Здесь многое понимают специфический»метод науки- процесс «получения знания, дающий я впоследствии возможность «его воспроизвести, доказатьь и передать другому.»Элементами научного знания называют факты, закономерности и «теории. Обоснованность имеющегося знания ndash; являются признаками научности. Значимыми способами доказательств эмпирического знания может быть проверка экспериментами, использование первоисточников, статистических данных. При доказательстве теоретических концепций необходимым «требованиями, предъявляемыми к исследованиям, выступают отсутствие их взаимоисключаемости, соответствие чувственным данным, возможность описывать данныее явления и ппредпологать новые. Обоснование научного знания, это создание «единой системы научного знания, и важнейший фактор в развитии науки.
«»»»»» Процесс рефлексии и воспроизведения реальности в мышлении субъекта, в итоге «которого открывается новое знание о мире, есть познание.» Функциями «научного познания являются описание, объяснение и предугадывание «»явлений действительности, и это дает возможность управлять поведением исследуемых объектов и создавать системы с предварительно «заданным поведением. Описание заключается в фиксировании итогов научного испытания с помощью систем обозначения, известных в науке. В процессе пояснений происходит рассмотрение сути изучаемого явления» через постижение закона, котораый управляет «данным объектом.
Прогнозирование — вывод суждений о состоянии определенного объекта или явления в будущем. Ярким примером научного прогнозирования, являются сводки метеослужб. Возможные суждения «о будущем основываются на специальных исследованиях и возможно в связи с тем, что мироздание едино, а различие между наблюдаемым «и ненаблюдаемым, миром происходит в результате осознания.
С ростом важности науки в жизни социума научное обоснование становится безальтернативным во многих сферах жизни социума, но, так происходит не везде. Знания приобретаются нами во всех процессах нашей деятельности — в тривиальной жизни, «но в науке получение знания является основной целью. Так, искусство подразумевает «создания эстетических ценностей, и здесь главным являются «отношения художника и реальности, преобразованной его внутренним восприятием мира. Экономические реформы полезны в первую очередь с точки зрения эффективности и практического результата, тогда как результатом инженерной работы является проект, и разработка эффективной технологии.
«»»» Одна из последних целей научного познания ndash; реализация познания на практике. В конкретной деятельности людей по использованию и преобразованию реальности. Не редко эта деятельность связана с прогрессом в мире «техники. Главным назначение техники — упрощение и увеличение эффективности усилий человека, спасение человека от работы в неблагоприятных «условиях, улучшение его жизни в целом.
Познание реальности «происходит «тремя основными способами- эмпирическим, рациональным и иррациональным.»Чувственное познание подразумевает ощущение, «восприятие и представление. Благодаря ощущениям в сознании человека отражается отдельные свойства материальных объектов и внутренних
состояний организма при определенном взаимодействии с «материальными раздражителями. Восприятие ответственно за отражение в голове человека внешних объектов и ориентации в окружающей обстановке. Представления — появляющиеся в голове человека образы предметов и явлений внешней реальности а так же их свойства, которые человек некогда воспринимал или чувствовал.
Рациональные формы»познания можно охарактеризовать как суждения и умозаключения. Понятия — это способ «мышления, обозначающее предметы в их отличительных чертах. Формы мышления, когда человек обозначает «вещь в ее связях и отношениях, известны как суждения. Под умозаключением принято подразумевать такие «формы мышления, с помощью которых «из одного или некоторого количества суждений образуют «новое суждение.
Среди»иррациональных форм познания»важное «значение для науки несет интуиция — постижение истины путем конкретного ее усмотрения без доказательно. Другими словами, интуиция определяется «как субъективная способность выходить за границы опыта с помощью мысленного «просветления или обобщения в образной структуре «непознанных взаимодействий, закономерностей.
Еще в начале истории человечества жило» тривиально-практическое познание, дающее «элементарные сведения о окружающей природе, о самих людях их организмах и социальных отношениях, условиях их жизни. Базисом «такого познания был эмпирический опыт каждодневного существования, в практике людей. Тогда огромное значение несло в себе, так называемое, мифологическое познание. В границах мифологии вырабатывались конкретные знания о природе м космосе, о богах и собственно людях.
Важной темой является определение степени научности знания и отделения его от других видов знания. Вспомним , что значение «lt;истинноеgt; не равно понятию lt;научноеgt;. Существует ряд критериев научности, с помощью которых можно выделить научное знание от ненаучного. Так, нынешние физики не говорят о «возможности построения вечного двигателя, а астрономы не воспринимают работы по астрологии, даже в критическом смысле.
«»»» Методология науки для целей выделения «научного знания базируется на нескольких принципах. Чаще всего говорят о трех главных принципах. Это рациональность знания , верификация «и фальсификация.»Принцип рациональности»это главное средство доказательности знания; он дает ориентир исследователю на конкретные нормы и принципы научности, а также эталоны знаний.
В соответствии с»принципом верификации,»какое-либо понятие или суждение имеет смысл как научное, когда оно сводимо к конкретному опыту или высказыванию о нем. То есть эмпирически доказуемо. Выделяют непосредственную верификацию, если возможна прямая проверка утверждений, обозначающая «данные наблюдения и эксперимента, и косвенную верификацию, если «можно установить логические выводы между косвенно верифицируемыми факторами. Использование принципа верификации разорешает выделять научное от ненаучного знания, но не хорошо» справляется со своей «задачей, когда какая либо система представлений созданна таким образом, что каждый» наблюдаемый факт можно толковать в его пользу (в первую очередь, это касается религии и идеалогии.).
Принцип фальсификации»придумал замечательный методолог науки К. Поппер. Суть данного принципа в том, что критерием научности» теории является ее опровержимость, «таким образом знание можно назвать научным только тогда с, когда оно опровержимо. По понятиям Поппера, эксперименты, ставящие целью попытку опровергнуть «какую-либо теорию, максимально «эффективно доказывают как ее истинность, так и ее научность. Например когда все виденные вами вороны имеют черный окрас, тогда, следуя принципу фальсификации, ваши поиски нужно направить на поиск» белой вороны. «»»»
«»»»»» Не редко «ненаучное знание стараются выдать за научное и дают определение «в наукообразной форме. В современном мире распространено мнение о том, что нынешняя наука консервативна и ограничивает саму себя, ибо не относится серьезно к так называемым нетрадиционным, сверхнаучным концепциям. Среди таких концепций «астрология, «уфология «и тому подобные дисциплины. Эти концепции зародились «не в наше время, а века и даже десятки веков «назад, но до сих пор нет тождественных исследований, «»с достоверными, научно обоснованными фактами, доказывающими истинность подобных дисциплин. А наука не в состоянии дать статус научности тем изысканиям, которые не имеют доказательств.
«