Как проводить открытый урок?
Вопросы Лимит по процентам для займа сотруднику организации
Вопросы Спортивная гимнастика и акробатика для детей: развитие тела и духа
Вопросы ДПК для забора и террасы: преимущества использования и особенности
Вопросы Топ-10 популярных групповых программ: отбор, контроль, мотивация
Вопросы Использование различных снарядов и оборудования в тренировках
Вопросы Приморская таможня конфисковала крупную партию гель-лаков, ввезенных под видом бытовой техники
Вопросы Что такое страх?
Вопросы Окна ПВХ от VEKA: преимущества
Открытый урок — это мероприятие, которые требует напряжения всех сил учителя, и прежде всего вам понадобятся уверенность в себе и находчивость.
Первое — это определение темы. Проводить открытый урок по какой-либо рядовой теме — это заранее проигрышный вариант. Ни ученики не проявлят особой заинтересованности, ни комиссия. Нужно выбирать тему яркую, которая допускает использование многой наглядности и технических средств (если они есть, конечно).
Форма урока — это второй важный момент. урок, где вы все 40 минут читаете лекцию — это провал. Нужно, чтобы весь урок у вас было взаимодействие с учениками. Это может быть повторительно-обобщающий урок, включающий фронтальный опрос, или урок изучения нового материала, но в какой-нибудь необычной форме. Для этого подходят, например, интерактивные методы, которые сейчас очень модны. Разделите детей по группам, дайте им такое задание, чтобы необходимо было сначала поработать в своей группе, потом обменяться опытом с другими группами, а в конце чтобы все это вывело на вывод по теме. Проводить открытый урок в младших классах (до 6го) также можно повторением в виде игры или викторины. Здесь главное — суметь удержать их в узде и не допустить бардака, который всегда начинается, когда малыши заигрываются.
На открытом уроке важны всякие так кажем «показушные» фишки. Например, если в кабинете есть проектор и экран, обязательно их используйте, даже если хватает обычной доски. Это показывает, что вы владеете техническими средствами и делает урок сразу более солидным.
Некоторые учителя стараются схитрить и проводить открытый урок после репетиции. Это может сработать, если дети ну совсем уж тормоза. Потому что обычно проведение одного урока два раза подряд, приводит к тому, что на второй раз ученикам ну очень скучно, и они не выказывают нужной активности.
Еще один важный момент — это документация. проводить открытый урок нужно, имея на руках методическую разработку урока. Ваш урок должен строиться с соблюдением всех метод рекомендаций — так, как учили в институте. То есть обязательно наоличие цели, задач, методов и т.д. Даже если вы этого не озвучиваете, это помогает вам структурировать самого себя, а уж если вредная комиссия спросит, вы будете к этому готовы.
Какая бы у вас тема не было первую очередь в должны понять будет ли она интресена детям или нет?»
Но для начала вы должны подготовить: выбрать тему, подготвоить материал, составить план, подготовить учебное оборудования, предупредить коммисию.
Есть два метода проведения открытого урока.»
1. Классика. Известный народный метод.»
Подготовить детей за неделю вперед. Т.е. объявить об открытом уроке за ранее. Сказать какая будет тема урока (т.е. вы должны будете уже определить тему). Можно дать им на выбор несколько тем. И какая будет интересная подготовить. Потом с ними сидеть и примерно придумать сценарий или подготовить вопросы на которые они будут отвечать. Сказать детям как будет проводится урок. В каком кабинете. На сколько групп или под групп вы их поделети. Что будете делать. И какая дисциплина должна быть на уроке. Поднимать руки прежде чем выкрикивать и прочие. Главное»настроит»детей «на это серьезно.
2. Экспронт или импровизация.
Можно предупредить детей за ранее и сказать о теме. Но заняться «не подготовкой детей, а подготовкой себя. Т.е. здесь с детьми не надо готовить сценарий и прочие. Достаточно знать уровень знаний детей и какая тема им более интересна. Это нужно чтоб они могли активно участвовать на уроках. Составить не трудные вопросы, такие которые были ясны всем но при это по своей специфике. Дальше вам нужно будет подготовить оборудования. В основном лучше использовать интерактивную доску. Так как с нею урок проводить интетерснее и удобней. Кроме того. На открытом уроке дети все равно должны быть поделены на подгруппы. Так как конкуренция вызвает между своими сверсниками поднимает у детей интерес к уроку. А главное проводит урок в таком виде где основное участие брали на себя дети. Т.е. вам максимум нужно поднять какой-нибудь вопрос и направит детей на эту проблему.
Вот примерно так можно провести открытый урок.
Класические уроки вы ведете каждый день. Постарайтесь отойти от этого и использовать игру, соревнование, театрализованные действия, конкурсы и т.д. У нас была учительница украинского языка и литературы, так она каждый урок проводила как спектакль. Правда интересными у нее были не только открытые уроки, но и все остальные. Но когда был открытый урок, то это было интересно. Например, мы изучали какое то произведение и на уроке показывали сценки по этому произведению, читали пьесы и т.д.
Одевались в костюмы, раставляли иначе парты и столы.
Каждый учитель учит еще в университете много видов уроков, так используйте свои знания, но важно, чтобы структура урока была сдержанна правильно, а уже выклад нового материала или оценка знаний проводились в интересной форме.
Важно обратить внимание на то, чтобы тема урока была сказана вовремья, смотивировать детей, обяснить ход урока. Не забудьте дать домашнее задание и оценить каждого ученика. А то иногда открытый урок — это представление, которое ничего общего с уроком не имеет. Дети выступают, но за это ничего не получают, или все получают высший бал. Но ведь так редко бывает на самом деле. Если вы и готовите ранее урок с детьми, то не надо давать им правильные ответы на все вопросы, да и еще распределять кто на что будет отвечать. Это сразу видно да и фальшиво. Подготовьте с детьми лучше сценку по произведению или в виде игры выучите что-то новое.»
Так же обратите внимание на свой язык и поведение. Если вы на обычном уроке могли позволить себе неправильные выражения или слова-паразиты, то на открытом уроке это недопустимо. Если вы на обычном уроке можете присесть на стол или на парту к ученику, то на открытом уроке лучше этого не делать. Ну и я уже молчу метании крейды и выговоры детям.
Бывает, что есть ученик, который ведет себя плохо и не стесняется даже множества учителей. Он никого не уважает. Но, ни в коем случае не допустите того, чтобы ему делали замечания другие учителя, да и вы сами старайтесь с ним не сориться. Займите его чем то интересным, дайте ему индивидуальное задание или еще что, лиш бы он вам не мешал.
Ну и конечно не забывайте об атмосфере на уроке, она должна быть дружелюбной, располагающей детей к учебе. Детям должно быть интересно. Вы должны показать учителям что-то такое, чего бы они могли у вас научиться. Вести обычные уроки и сориться с отстающими они и сами умеют. Подумайте, что они не умеют или не делают и сделайте у себя. Это и вам плюс, и колеги не зря пришли.»
Анализ открытого урока проводится в тот же день, по свежим впечатлениям. Главная его цель — научить преподавателям (мастеров производственного обучения) видеть отдельные методические приемы, раскрыть какой эффект они дают, показать значение этих приемов в процессе обучения на конкретном открытом уроке. Методист следит за тем, чтобы анализ был проведен на основе прежде определенной методической цели и не отводил обсуждения в сторону от методической цели урока.
Первое слово предоставляется преподавателю, который проводил урок. Это выступление не просто формальность. Очень важно, чтобы лично преподаватель, который проводил урок, четко вскрыл методическую цель, показал, где и как реализовал ее на уроке, чего достиг тем или другим методическим приемом, а если не достиг, то самокритично объяснил, какая причина? Продуманное выступление самого преподавателя, который проводил урок, приносит пользу не только коллегам, но и ему самому, так как он приучает его критически оценить свою работу, результаты данного урока, прививает привычки самоконтроля. Потом высказывают свои мысли специалист данного предмета и каждый приглашенный на урок, исходя из методической цели, хотя и все другие элементы урока подлежат анализу.
Анализ урока — процесс творческий. Общий анализ урока охватывает все его стороны, он особенно важный при изучении системы работы преподавателя .
При завершении анализа урока выступает методист, который коротко характеризует опыт работы преподавателя, дает оценку анализа урока всеми приглашенными, рекомендует отдельным преподавателям» использовать элементы опыта в своей работе.
При хорошо организованном обсуждении открытого урока всегда будет произведена коллективная мысль по принципиальным методическим вопросом, найдено правильное решение» актуальных вопросов. Обсуждение открытого урока фиксируется в протоколе. В нем записывается коротко и четко все выступления, вопросы и ответы,» которые четко определят правильность или неправильность педагогических задач, которые выполнял преподаватель» на уроке, какие мероприятия вытекают из анализа и обсуждение данного открытого урока.
В соответствии с методической целью, готовясь к уроку преподаватель разрабатывает так называемый «режиссерский сценарий», в котором заранее предусматривает пути включения учеников в самостоятельную работу, создание проблемных ситуаций, обдумывает материально — техническое обеспечение урока и т.п.. Преподаватель,» который проводит урок, должен предварительно проделать все те работы, которые сам или ученики должны будут выполнять на уроке: решить задачи, сделать опыты, выполнить графические работы и т.п.. Такая подготовка к уроку предоставит преподавателю уверенность в его действиях и обеспечит успех в достижении цели урока.
При составлении плана открытого урока (как и планов обычных уроков) никогда не связывают преподавателя» обязательной стандартной формой урока. Важно, чтобы план четко отображал весь ход урока и взаимосвязь отдельных его частей. За несколько дней до проведения урока, вывешивается в методическом кабинете объявление, в котором показывают тему и методическую цель урока, время и место его проведения. Для преподавателей, которые проводят первый открытый урок практикуют проводить репетицию открытого урока в другой (параллельной) группе для того, чтобы:
1, отработать все его элементы;
2, что очень важно — сделать самоанализ урока преподавателем.
На такой урок приглашается методист, глава методической комиссии или специалист — предметник. Это разрешит преподавателю психологически подготовиться к открытому уроку, на котором будет присутствовать много людей. Все свои рекомендации, советы, лица, которые принимают участие в подготовке урока, должны сделать в процессе этой подготовки, не откладывая их до обсуждения результатов урока. В учебном кабинете (лаборатории, мастерской) для приглашенных заранее готовятся» места, которые они займут дор звонка, но ни в коем случае не после него. Каждому из приглашенных раздается план урока. Присутствие администрации обязательное. Проведение открытого урока требует от преподавателя значительной психологической нагрузки. Поэтому очень важный педагогический такт присутствующих. Не допускается в процессе урока вмешиваться в его ход, обмениваться мнениями, перешептываться входить и выходить из кабинета.
«Каждый приглашенный делает запись по ходу урока, который использует при его обсуждении. Очень хорошо бы записывать такие уроки на видеокамеру и постепенно создавать в методическом кабинете лицея соответствующую видеотеку. Это бы оказывало содействие более широкому распространению лучшего педагогического опыта.
Особое место в усовершенствовании учебно-воспитательного процесса и повышение педагогического мастерства преподавателей занимают открытые уроки.
Открытые уроки относятся к коллективным нормам методической работы. Они помогают коллективно определить и на конкретных примерах показать, какие методы, приемы и педагогические средства целесообразно использовать при изучении наиболее сложных тем программы,» как организовать и провести лабораторно-практические работы, как при минимальных затратах учебного времени добиться эффективного усвоения учениками нового учебного материала, как учить учеников думать, строить заключения и т.п..
Большинство преподавателей» — специалисты своего дела, но есть и такие, кто не имеет педагогического образования и методической подготовки. Поэтому для всех молодых, начинающих и недостаточно опытных преподавателей посещение открытых уроков у лучших преподавателей, является настоящей школой педагогического мастерства. На этих уроках они получают конкретное представление о том, какие основные педагогические принципы, методы практически используются в деятельности опытных, творческих преподавателей, наблюдают за процессом общения их с учениками. Несомненную пользу приносят открытые уроки не только тем кто их посещает, но и тем, кто их проводит.
В процессе подготовки к открытым урокам даже наиболее опытный преподаватель еще раз критически анализирует свою систему работы, особенно старательно анализирует методы, которые применяет, приемы, средства обучения и воспитание учеников. Такая тщательная подготовка и обмен мнениями об уроке не только предаёт уверенности преподавателю в правильности его поисков, эффективности применения методов, приемов, средств, но и нередко помогает педагогическую находку направить в правильное русло учебно-воспитательного процесса. С другой стороны, конкретные советы приглашенных на урок помогают даже наиболее опытным преподавателям избавиться некоторых недостатков, которых они не видят на своих» открытых уроках.
Планирование открытых уроков базируется на результатах анализа учебного процесса за предыдущий учебный год. Проведение открытых уроков поручают опытным преподавателям, которые смогут продемонстрировать свои новые методы, у которых есть чему поучиться молодым.
Приступая к составлению плана проведения открытых уроков, сначала методический совет решает, какой»» лучший опыт накоплен в лицее, какие интересные и те, которые оправдали себя на практике методы и приемы должны быть показаны на открытых уроках. Но сначала этот вопрос обсуждается на заседании методических комиссий,» а уже потом» — на методическом совете. Как решится основной вопрос, какой опыт и кто из преподавателей» будет проводить открытые уроки — определяется конкретная методическая цель каждого открытого урока, т.е. то что должен дать в первую очередь ученикам преподаватель на этом уроке, а также приглашенным на урок.
Вот какие методические цели ставятся: изучение системы работы преподавателя ; применение» наглядных пособий при изучении учебного материала; изучение методики проведения текущего инструктажа; ознакомление преподавателей с организацией самостоятельной работы учеников с учебником и учебно-наглядными пособиями; ознакомление с некоторыми приемами активизации внимания учеников в процессе инструктажа; показать на практике применения методов активации учеников на уроке; создание проблемных ситуаций, использование дидактического и раздаточного материала, применение инновационных технологий и интерактивных методов обучения» и т.п..
Выбрать тему открытого урока поручают самому преподавателю, который будет проводить урок. Ведь, он лучше всего определит, на каком учебном материале целесообразно показать своим коллегам разработанные или усовершенствованные им методические приемы и вид учебной работы. Открытый урок отображает стиль ежедневной работы преподавателя и не должен нарушить» последовательность изучения программного материала.
Утвержденный план проведения открытых уроков вывешивается в методическом кабинете лицея.
При планировании открытых уроков» избегаем погони за количеством проведенных уроков, чтобы не повредить их качеству. Открытые уроки должны быть обязательно хорошими, поучительными для приглашенных на них преподавателей. Они должны на них познакомиться с более современными приемами и методами обучения и воспитания, заострить их внимание к недостаткам и пробелам в своей работе, стимулировать собственный творческий поиск.
Открытые уроки равномерно распределяют на протяжении учебного года и по учебным группам. Нецелесообразно их планировать на сентябрь (время организационных мероприятий), а также на июнь ndash; пору экзаменов. Право выбора группы для проведения открытого урока предоставляется преподавателю, но методист контролирует, чтобы эта психологическая перегрузка не падала на одну и ту же самую группу. Открытые уроки проводят» в первой половине учебного дня.
Чтобы посещение открытого урока было более эффективным, заранее ознакомляем приглашенных на него с планом урока, который находится в методическом кабинете. Это помогает присутствующим лучше наблюдать за ходом урока, глубже и всесторонне обсудить и проанализировать его.
Успех открытого урока зависит от опыта преподавателя, который проводит урок и надлежащую подготовку к нему. Каждому открытому уроку передует конкретный, сложный, трудоемкий процесс, который проходит в творческом сотрудничестве преподавателя главы метод комиссии» и методиста. Он получает консультацию в методическом кабинете лицея, по методической подготовке к уроку.