Игра как средство развития ребенка?
Вопросы Лимит по процентам для займа сотруднику организации
Вопросы Спортивная гимнастика и акробатика для детей: развитие тела и духа
Вопросы ДПК для забора и террасы: преимущества использования и особенности
Вопросы Топ-10 популярных групповых программ: отбор, контроль, мотивация
Вопросы Использование различных снарядов и оборудования в тренировках
Вопросы Приморская таможня конфисковала крупную партию гель-лаков, ввезенных под видом бытовой техники
Вопросы Что такое страх?
Вопросы Окна ПВХ от VEKA: преимущества
Игровой процесс является одним из наиболее важных педагогических процессов, особенно для детей дошкольного возраста. Однако необходимо очень вниматенльно относится к выбору той или иной игры, если вы хотите, чтобы она положительно сказалась на развитии ребенка. При ее использовании в качестве средства воспитания необходимо «проектировать» весь ход игры, четко определять ее цели, правила, возможный результат. Но ни в коем случае нельзя лишать игру особенностей, а ребенка — самостоятельной деятельности.
Используя игру в процессе обучения, родитель или педагог должен следить за тем, чтобы ей были присущи следующие качества: организованность, ценность для воспитания и познания, активность, целенаправленность всех действий и соответствие их установленным правилам, доброжелательность и положительный характер игры в целом.
Оказывая воздействие на процесс игры, взрослый тем самым влияет и на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит формирование чувственного восприятия, воли, определенных сценариев поведения, идет процесс нравстенного, умственного и физического развития.»
Ролевой характрер многих игр позволяет ребенку сформировать правильные представления о тех или иных сторонах жизни, углубить эти знания. Если у ребенка существует недостаток знаний, то он будет пытаться восполнить его, обращаясь к взрослому. В такие моменты очень важно, чтобы между взрослым и ребенком были доверительные отношения, основанные на взаимопонимании.
Таким образом можно сделать вывод, что в процессе игры ребенок не только укрепляет те знания, которые у него уже есть, но и активно воспринимает новые. Это же касается и определенных личностных качеств, например, смелости, инициативы, воли.
Игровой процесс представляет собой некую модель реальной жизни, позволяя исполнять ту или иную роль, следовать определенным правилам, принимать разного рода решения. Очень важным аспектом является то, что игра стимулирует социализацию, заставляя играющих тем или иным образом согласовывать между собой действия.
Воспитателю необходимо следить за тем, чтобы среди детей не получали развитие игры, стимулирующие жестокость, развивающие негативные качества. Педагог должен помогать детям ориентироваться среди хорошего и плохого, научить отличать одно от другого.
Грамотно организованный игровой процесс вкупе с остальными составляющими позволит не только вырастить»физически здорового и развитого ребенка, но и наделить его необходимыми личностными качествами.
Еще В.А. Сухомлинский говорил: laquo;Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонь пытливости и любознательностиraquo;.
Ребенок играет всегда, по сути, он есть — существо играющее, но его игра имеет огромный смысл. Она всегда соответствует его возрасту и кругу интересов и включает такие элементы, которые, в конечном счете, ведут к формированию необходимых умений и навыков и всестороннему развитию личности ребенка.
Вопрос о сущности игры и ее природе всегда волновал и привлекает внимание исследователей в настоящее время. Этим вопросов в разное время интересовались П.Я. Гальперин, Запорожец А.В., Д.Б. Эльконин и др.
Во многих психологических трудах отражены разные подходы к детской игре. Среди нихможно выделить подход Лисиной М.И., которая объясняет природу и сущность детской игры, как форму общения,а также подход Эльконина Д.Б. к игре, как к форме деятельности и усвоению деятельности взрослых. Ж.Пиаже рассматривает игру как проявление и одно из условий умственного развития ребенка.»»»»»»»»
Л.С.Выготский видел в детской игре неиссякаемый laquo;родникraquo; развития личности и рассматривал ее как сферу, которая определяет laquo;зону ближайшего развитияraquo; ребенка.
Сущность игры заключается в том, что она возникает в тот момент, когда появляются» нереализуемые желания ребенка совершать действия как взрослый и одновременно с этим сохраняется тенденция к» сиюминутной реализации этого желания. По Л.С.Выготскому сущность игры заключается в том, что она — осуществление обобщенных желаний ребенка, главным содержанием которых становится система отношений ребенка со взрослыми.
Главный момент игровой деятельности ndash; это создание придуманной ситуации, в которой ребенок выполняет роль взрослого в игровой обстановке. Для таких мнимых ситуаций характерно наличие переноса значения с одного предмета на другой и действия, повторяющие в несколько обобщенной и сокращенной форме настоящие действия и поведение взрослых. Поэтому в процессе игры палочка может стать лошадкой, а деревянный брусок — мылом, веточка — карандашом и т.д. Дети производят с ними те же действия, что и с настоящими предметами. Основой «для этого становится расхождение» видимого поля и смыслового, которое появляется в дошкольном возрасте и позволяют в дальнейшем появиться внутреннему плану действий.
В» структуре игры выделяются несколько элементов:
1) тема игры. «Дети играют в дочки-матери, больницу, магазин, Бабу-Ягу и т.д.; тема чаще всего берется из окружающей действительности, а также дет иногда» заимствуют сказочные или книжные темы;
2)сюжет, сценарий игры — определенная последовательность событий, которые разыгрываются в игре (ремесленные, строительные игры, игры с бытовыми сюжетами, военные игры, драматизации и т.д.
3) роль — обязательный набор действий и правила их выполнения,
4) содержание игры — основной момент деятельности или отношений взрослых. Выделяемых ребенком в процессе игры; для младших дошкольников это ndash; повторение определенного действия с предметом несколько раз ( качать куколку,» лечить медвежонка и т.д.); для средних — моделирование дел взрослых и эмоционально значимых ситуаций; для старших ndash; соблюдение правил игры;
5) игровое пространство и игровой материал — игрушки и другие предметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет игры и играют свои роли;
6) реальные отношения и отношения по роли,
В детской психологии обозначают три» этапы развития игры:
1. Предметная игра (младший дошкольный возраст). Этот этап связан больше с овладением характерными функциями предметов, которые недоступны еще ребенку. Например, кормление куклы,» нарезание хлеба.
2. Ролевая игра (средний дошкольный возраст). Этот этап обусловлен овладением человеческими отношениями, которые опосредуют отношение к предметам и вещам. Например, игра во врача,» в дочки-матери.
3. Игра с правилами. Этот этап «связан с появлением способности ребенка выделять скрытые в человеческих отношениях задачи и правила действий и определенным сдвигом мотива игры непосредственно с процесса на ее результат. Например, игра в больницу,» в парикмахерскую.
Таким образом, выполняя в представляемых ситуациях разные функции взрослого и сопоставляя их с собственным настоящим опытом, ребенок приобретает способность отличать» друг от друга внутреннюю и внешнюю стороны жизни взрослых людей и своей жизни. Ребенок «открывает в себе присутствие переживаний и начинает уже осмысленно пытаться ориентироваться в них. Благодаря этому у него возникают новые» отношения к себе самому. Полученные переживания обобщаются (и по мнению Л.С.Выготского, появляются» аффективные обобщения), у ребенка возникает даже определенная логика чувств.
Значит, игровая деятельность становится основой для формирования в развитии ребенка ряда психологических новообразований, таких как воображение и символическая функция сознания, позволяющих ребенку в своих действиях производить «перенос свойств одних вещей на другие, замещать один «предмет другим. Затем у ребенка появляется ориентация на смысл и характер отношений между людьми. Ребенок начинает выделять особенную роль этих отношений, которая придает некое значение какому-либо предметному действию или поступку человека. Помимо всего этого у ребенка появляется» обобщение собственных переживаний и осмысленная ориентация в них.