Деловая игра как метод обучения?

Деловая игра как метод обучения?

  1. Вероника говорит:

    Деловая игра как один из методов обучения имеет такие психолого-педагогические признаки.

    — эммитация динамики производства, социальных психологических производственных личностных отношений. Подобный признак является основным при различии между ролевой и деловой игрой в психологии и образовании.

    — игровое моделирование профессиональной деятельности. Оно лежит в основе профессиональной игры. Имеет обучающее начало.

    — совместная деятельность. Важный фактор при разработке деловой игры, при этом необходимо точно распределить роли и функции наиболее популярных производственных отношений.

    — Общение позволяет наиболее эффективно достичь необходимых результатов и целей игровой деятельности, порождая диалог между участниками, игра приводит к их профессиональному совершенствованию, получению необходимых навыков взаимодействия и понимания человеком человека.

    — Деловая игра обязательно имеет двусторонние цели, с одной стороны она совершенствует индивидуально ndash; психологическую сферу участников, а с другой дает им навыки профессионального роста и развития.

    — Любая деловая игра преследует цели решения той или иной психологической проблемы на производстве или в деловой сфере.

  2. gjuli говорит:

    Деловая игра представляет собой одну из форм воссоздания социального и предметного содержания профессиональной или учебной деятельности, моделирования определенных систем отношений, которые свойственны данному виду практической деятельности.

    В процессе деловой игры происходит моделирование и упрощенное создание реальной ситуации в игре, где каждый из участников играет отведенную ему роль, осуществляет действия, подобные действиям людей в реальной жизни, но с учетом установленных правил игры. Деловая игра используется как метод и средство практического обучения в различных областях знания сферах деятельности.

    В зависимости от того каковы цели участников игры и какой вид человеческой деятельности воспроизводится в игре выделяют следующие виды деловых игр: исследовательские, учебные, управленческие, аттестационные. В связи с необходимостью решения задач усовершенствования процессов управления, принятия эффективных управленческих решений, повышения квалификации персонала в различных отраслях экономики деловые игры получили весьма широкое распространение.

    Рассматривая деловые игры с позиции теории деятельности, то в них происходит соединение главных видов человеческой деятельности mdash; игровой и учебной. К тому же, участники деловой игры воссоздают настоящую профессиональную деятельность. Предполагается, что этот факт является условием для возникновения такого множества позитивных последствий для обучающегося в игре человека:

    • В процессе обучения увеличивается познавательная активность, которая характеризуется тем, что обучающиеся приобретают большое количество информации, причем подкрепленной конкретными примерами из действительности, что оказывает благотворное воздействие на приобретение участниками навыков принятия решений в определенных ситуациях;
    • Растет интерес к обучению вообще и проблемам, которые воссоздаются в деловой игре;
    • Изменяется отношение обучающихся к ситуациям, являющимся предметом игры, и людям, участвующим в деловой игре;
    • Изменяется самооценка участников деловой игры, в большинстве случаев их позиция становится более объективной, а иногда меняются оценка людьми возможностей человеческого фактора;
    • Приобретенный в деловой игре опыт предоставляет обучающимся возможность наиболее объективно оценивать вероятные реальные ситуации и их последствия и использовать этот опыт на практике;
    • Деловые игры используют эффект laquo;сжатого времениraquo;, благодаря чему становится возможным отслеживать взаимосвязи между производимыми действиями и их последствиями более четко и ясно, чем в реальных условиях;
    • В процессе деловой игры участники могут позволить себе идти на риск, поскольку успехи или неудачи можно будет оценить без нанесения реального ущерба организации, членами которой, например, являются участники игры

    Во время деловой игры задаются предметный и социальный контексты моделируемой деятельности и таким образом воссоздаются более адекватные, нежели в традиционном обучении условия формирования личности. В таких условиях процесс обучения приобретает коллективный характер; развитие личности участников игры происходит в результате подчинения двум видам норм: правилам компетентных предметных действий и правилам социальных отношений в коллективе. В таком обучении процесс достижения воспитательных и дидактических целей сливается в социальной активности обучающихся, которая реализуется в форме игры. Все участники игровой деятельности играют определённые роли и принимают»сообразные роли решения. Решения приходится принимать и в условиях конфликтных ситуаций. Важным моментом является то, что решения в процессе деловой игры вырабатываются совместно, что формирует у «учащихся навыки работы в команде. Во время деловой игры у участников создаётся и особый эмоциональный настрой, способствующий более активному протеканию процесса обучения. Обучаемые усваивают около 90% получаемой в процессе игры информации. Сам процесс обучения в игре приобретает более творческий характер и увлекает обучаемых больше. Чем традиционное обучение. «

    При конструировании игры предполагается организация совместной деятельности игроков, имеющая характер ролевого взаимодействия в соответствии с правилами и нормами. Достижение цели происходит путем принятия групповых и индивидуальных решений.

    Содержанием деловой игры может выступать явление, которое рассматривается с позиций разных подходов (как теоретических, так» и практических), которые обусловлены разными смысловыми позициями участников игры. Ткань событий, выстраиваемых в игре, должна отражать непрерывное столкновение интересов участников. Деловая игра выстраивается в виде скрытого смыслового диалога.

    Разыгрываемая ситуация должна предполагать наличие определенной проблемы (но не в явной форме), требующей решения, многовариантность и неоднозначность выходов из нее, отличаться элементом неопределенности, чтобы в полной мере обеспечить проявление особенностей личности игроков. Проблема не должна быть четко сформулирована, в то время как правила и нормы устанавливаются однозначно и четко.

    В конструкции деловой игры закладывается возможность принимать решения каждым игроком и обеспечивается осознание этой возможности участниками игры. Достигается это с помощью соответствующего пакета документов. При этом каждый документ должен быть ориентирован на конкретного участника с целью облегчения проведения деловой игры. «

    В игру включаются не все факторы, имеющие место в реальной ситуации, а наиболее значимые из них. Благодаря этому деловая игра становится более наглядной, и игрокам ее легче анализировать. Субъективная возможность тех или иных событий в игре не должна быть ни слишком большой, ни слишком маленькой. Иначе в игре будут реализовываться привычные схемы поведения или будут приниматься частные решения соответственно. Чем большая свобода выбора принимаемых решений предоставляется участникам, тем охотнее они включаются в процесс игры.

    Планируя деловую игру очень важно обдумать стимулы, которые обеспечат высокий уровень вовлеченности участников. Внимание игроков должно концентрироваться не на выигрыше, а на достигаемом результате, который обеспечивается оптимальным балансом между игровой деятельностью и деятельностью по поводу игры. Неоднократно должна предоставляться обратная связь, отражающая развитие системы после принятия того или иного решения. Игроки должны быть хорошо дифференцированы.

    Основные условия организации и проведения деловой игры:

    • Последовательность игровых действий и взаимные связи между игроками должна быть четко продумана;
    • Драматизация событий должна быть достаточной, они должны активно развиваться во времени;
    • Список решений задается заранее;
    • Четко определяется порядок осуществления откликов на принятые решения;
    • Рутинные операции автоматизированы;
    • Ход игры требует постоянного вмешательства ведущего.

    При несоблюдении вышеперечисленных условий, игра не будет жизнеспособной.

    Выделяют следующие этапы разработки деловой игры:

    1. Постановка проблемы и определение темы игры.
    2. Определение назначения игры ndash; исследовательская, учебная, решение кадровых и управленческих проблем.
    3. Постановка целей
    4. Анализ отношений, связей в воссоздаваемой деятельности на основе поставленной проблемы
    5. Выделение игровых единиц и их функций. Создание сценария игры и плана игровых событий.
    6. Определение перечня решений, которые имеют право принимать игроки.
    7. Установление параметров, отражающих связи между факторами. Определяется взаимодействие параметров» на каждом участке игровой деятельности.
    8. 8.»»» Создание числового массива. Определяется размерность основных параметров, устанавливаются закономерности и связи между параметрами, строятся необходимые таблицы, графики, программы. 7 и 8 пункты относятся к сложным деловым играм.
    9. Конкретизация сценария и установление влияния внешней среды.

    10. Формулирование правил игры и распределение решений между игроками. Установление связей между операциями. Формирование блок-схемы игры, разработка графика проведения игры, детализация основных ее этапов. Шагов, циклов.

    11. Определение системы наказаний и поощрений, установление критериев выигрыша в игре.

    12. Отлаживание игры, апробация ее разработчиками, уточнение параметров, связей, проверка действенности математического аппарата, гибкости блок-схем, анализ соответствия реальности проигрываемых в игре ситуаций и окончательная корректировка игры.

    В завершение необходимо отметить, что сферы применения деловых игр обличаются разнообразием. Они используются как для обучения специалистов, так и для отбора кандидатов на вакансии, а также обоснования решений о ротации персонала, формирования кадрового резерва, принятия решений об инновациях, аттестации и проведении прочих изменений в организации.

Добавить комментарий

Войти с помощью: