Деловая игра как метод обучения?
Вопросы Лимит по процентам для займа сотруднику организации
Вопросы Спортивная гимнастика и акробатика для детей: развитие тела и духа
Вопросы ДПК для забора и террасы: преимущества использования и особенности
Вопросы Топ-10 популярных групповых программ: отбор, контроль, мотивация
Вопросы Использование различных снарядов и оборудования в тренировках
Вопросы Приморская таможня конфисковала крупную партию гель-лаков, ввезенных под видом бытовой техники
Вопросы Что такое страх?
Вопросы Окна ПВХ от VEKA: преимущества
Деловая игра как один из методов обучения имеет такие психолого-педагогические признаки.
— эммитация динамики производства, социальных психологических производственных личностных отношений. Подобный признак является основным при различии между ролевой и деловой игрой в психологии и образовании.
— игровое моделирование профессиональной деятельности. Оно лежит в основе профессиональной игры. Имеет обучающее начало.
— совместная деятельность. Важный фактор при разработке деловой игры, при этом необходимо точно распределить роли и функции наиболее популярных производственных отношений.
— Общение позволяет наиболее эффективно достичь необходимых результатов и целей игровой деятельности, порождая диалог между участниками, игра приводит к их профессиональному совершенствованию, получению необходимых навыков взаимодействия и понимания человеком человека.
— Деловая игра обязательно имеет двусторонние цели, с одной стороны она совершенствует индивидуально ndash; психологическую сферу участников, а с другой дает им навыки профессионального роста и развития.
— Любая деловая игра преследует цели решения той или иной психологической проблемы на производстве или в деловой сфере.
Деловая игра представляет собой одну из форм воссоздания социального и предметного содержания профессиональной или учебной деятельности, моделирования определенных систем отношений, которые свойственны данному виду практической деятельности.
В процессе деловой игры происходит моделирование и упрощенное создание реальной ситуации в игре, где каждый из участников играет отведенную ему роль, осуществляет действия, подобные действиям людей в реальной жизни, но с учетом установленных правил игры. Деловая игра используется как метод и средство практического обучения в различных областях знания сферах деятельности.
В зависимости от того каковы цели участников игры и какой вид человеческой деятельности воспроизводится в игре выделяют следующие виды деловых игр: исследовательские, учебные, управленческие, аттестационные. В связи с необходимостью решения задач усовершенствования процессов управления, принятия эффективных управленческих решений, повышения квалификации персонала в различных отраслях экономики деловые игры получили весьма широкое распространение.
Рассматривая деловые игры с позиции теории деятельности, то в них происходит соединение главных видов человеческой деятельности mdash; игровой и учебной. К тому же, участники деловой игры воссоздают настоящую профессиональную деятельность. Предполагается, что этот факт является условием для возникновения такого множества позитивных последствий для обучающегося в игре человека:
Во время деловой игры задаются предметный и социальный контексты моделируемой деятельности и таким образом воссоздаются более адекватные, нежели в традиционном обучении условия формирования личности. В таких условиях процесс обучения приобретает коллективный характер; развитие личности участников игры происходит в результате подчинения двум видам норм: правилам компетентных предметных действий и правилам социальных отношений в коллективе. В таком обучении процесс достижения воспитательных и дидактических целей сливается в социальной активности обучающихся, которая реализуется в форме игры. Все участники игровой деятельности играют определённые роли и принимают»сообразные роли решения. Решения приходится принимать и в условиях конфликтных ситуаций. Важным моментом является то, что решения в процессе деловой игры вырабатываются совместно, что формирует у «учащихся навыки работы в команде. Во время деловой игры у участников создаётся и особый эмоциональный настрой, способствующий более активному протеканию процесса обучения. Обучаемые усваивают около 90% получаемой в процессе игры информации. Сам процесс обучения в игре приобретает более творческий характер и увлекает обучаемых больше. Чем традиционное обучение. «
При конструировании игры предполагается организация совместной деятельности игроков, имеющая характер ролевого взаимодействия в соответствии с правилами и нормами. Достижение цели происходит путем принятия групповых и индивидуальных решений.
Содержанием деловой игры может выступать явление, которое рассматривается с позиций разных подходов (как теоретических, так» и практических), которые обусловлены разными смысловыми позициями участников игры. Ткань событий, выстраиваемых в игре, должна отражать непрерывное столкновение интересов участников. Деловая игра выстраивается в виде скрытого смыслового диалога.
Разыгрываемая ситуация должна предполагать наличие определенной проблемы (но не в явной форме), требующей решения, многовариантность и неоднозначность выходов из нее, отличаться элементом неопределенности, чтобы в полной мере обеспечить проявление особенностей личности игроков. Проблема не должна быть четко сформулирована, в то время как правила и нормы устанавливаются однозначно и четко.
В конструкции деловой игры закладывается возможность принимать решения каждым игроком и обеспечивается осознание этой возможности участниками игры. Достигается это с помощью соответствующего пакета документов. При этом каждый документ должен быть ориентирован на конкретного участника с целью облегчения проведения деловой игры. «
В игру включаются не все факторы, имеющие место в реальной ситуации, а наиболее значимые из них. Благодаря этому деловая игра становится более наглядной, и игрокам ее легче анализировать. Субъективная возможность тех или иных событий в игре не должна быть ни слишком большой, ни слишком маленькой. Иначе в игре будут реализовываться привычные схемы поведения или будут приниматься частные решения соответственно. Чем большая свобода выбора принимаемых решений предоставляется участникам, тем охотнее они включаются в процесс игры.
Планируя деловую игру очень важно обдумать стимулы, которые обеспечат высокий уровень вовлеченности участников. Внимание игроков должно концентрироваться не на выигрыше, а на достигаемом результате, который обеспечивается оптимальным балансом между игровой деятельностью и деятельностью по поводу игры. Неоднократно должна предоставляться обратная связь, отражающая развитие системы после принятия того или иного решения. Игроки должны быть хорошо дифференцированы.
Основные условия организации и проведения деловой игры:
При несоблюдении вышеперечисленных условий, игра не будет жизнеспособной.
Выделяют следующие этапы разработки деловой игры:
10. Формулирование правил игры и распределение решений между игроками. Установление связей между операциями. Формирование блок-схемы игры, разработка графика проведения игры, детализация основных ее этапов. Шагов, циклов.
11. Определение системы наказаний и поощрений, установление критериев выигрыша в игре.
12. Отлаживание игры, апробация ее разработчиками, уточнение параметров, связей, проверка действенности математического аппарата, гибкости блок-схем, анализ соответствия реальности проигрываемых в игре ситуаций и окончательная корректировка игры.
В завершение необходимо отметить, что сферы применения деловых игр обличаются разнообразием. Они используются как для обучения специалистов, так и для отбора кандидатов на вакансии, а также обоснования решений о ротации персонала, формирования кадрового резерва, принятия решений об инновациях, аттестации и проведении прочих изменений в организации.