Что ткое нравственный выбор?

Что ткое нравственный выбор?

  1. mariya26r говорит:

    При осуществлении нравственного выбора важную роль играют моральные нормы, принципы, обычаи и традиции. Моральные нормы предстают формулировками или положениями, подающие формы поведения, желательные в данном обществе или в определенных его слоях.

    Если, например, воспитатель должен быть высоконравственным, то это значит, что он не может позволять себе очевидно безнравственные действия. Если нормальным в моральном плане является уважение к людям старшего возраста, то, безусловно, должны осуждаться грубость в отношении к ним.

    Нравственные нормы могут быть опертыми на определенные теоретические положения, выработанные в антропологии, психологии, культурологии и др. Однако, такой характер подкрепления нравственных норм можно осуществить далеко не всегда, поскольку зачастую они обусловлены обычаями и традициями.

    Не исключено, что сами обычаи и традиции имеют под собой какие-то давние оправданные опытом предписания, которые должны были помогать людям выживать, сохранять мир и согласие в своих взаимоотношениях, результативно воспитывать следующие поколения, однако впоследствии их первоначальный смысл испарился, люди забыли о нем, но , оставаясь верными исторической традиции, все равно считают необходимым строго придерживаться того образа действий, который пришел с древности.

    Например, в некоторых странах славянского этноса еще в XIX в. в условиях бесплодия почв или длительных суховеев совершали такой обряд: в поселке находили замужнюю женщину, которая длительное время не рожала детей, набрасывали ей на плечи одеяло, выводили в поле, разрезали это рядно и закапывали в землю. Этнографы установили, что в древние времена разрезали живот такой женщины, поскольку считали, что именно она заблокировала плодородие земли, а когда внутренние органы закапывали в землю, то считалось, что земле вернули то, чего ей недоставало. Такими «осколками» древних обрядов появляются такие сегодняшние действия, как «трижды плюнуть», постучать по дереву, даже поздороваться при встрече.

    Человек может осуществлять свой моральный выбор в своих намерениях, то есть мысленно, но настоящим проявлением такого выбора выступает и может предстать лишь поступок. В данном случае нам вовсе не обязательно говорить «моральный поступок» потому, что каждый поступок предстает моральным.

    Что такое поступок? Это такое человеческое действие (или серия действий), что приводит к решению серию альтернатив человеческой, жизненной ситуации, а потому будто стягивает в единое целое и в уникальный способ то, что, как иногда кажется, связать почему-то нельзя.

    Например, дважды Герой Советского Союза, академик Андрей Сахаров вдруг начал писать статьи и делать выступления, в которых он опровергал ложные сведения советской пропаганды о реальном состоянии дел с экономикой и правами человека в СССР. На здравый смысл такого не могло быть, ведь этот человек был наделен всеми возможными рангами и льготами; казалось бы, чего ему еще нужно?

    В 1965 году Иван Дзюба перед просмотром кинофильма «Тени забытых предков» выступил с пламенной речью о грубых нарушениях авторских прав и свобод слова в Советской Украине; это произошло в те времена, когда на такой шаг, как казалось, не мог решиться ни один умный человек.

    Важность поступка, острота и неожиданность его содержательных проявлений обусловлена также и тем, что трезвый анализ ситуации никогда не предоставляет такому поступку ни гарантий его положительных последствий, ни уверенности в его безусловной оправданности. Если бы можно было все вычислить, то это был бы уже не поступок, а лишь реализованный тщательно продуманный план действий.

    Еще одна особенность поступка заключается в том, что он ярко демонстрирует глубинную ценность и необходимость борьбы за утверждение высокой нравственности и нравственного идеала. В ходе повседневной жизни люди довольно часто соглашаются с мыслью о том, что все делают посредственно, обыденно, что не существует настоящих целей, ради которых можно было бы подняться до высокой чистоты в действиях и намерениях. Но вдруг какой-то человек совершает поступок, и это может в определенной степени перевернуть чью-то жизнь, повлиять на общественное мнение, засвидетельствовать тот факт, что нравственность является действительным и действенным явлением.

    Когда в этике пытаются осмыслить и проанализировать сущность нравственного поступка, то как правил и ведут разговоры о условиях, обстоятельствах, ситуациях, в которых он происходит, также о мотивах поступка, его предпосылке, цели, результата. Все это, безусловно, имеет отношение к поступку, однако основным здесь выступает все же другое: если определенные действия личности приобретают характеристику поступка, то этими действиями человек ставит себя в крайнюю ситуацию, можно сказать — на грань, на край, на которые в мгновение осуществления поступка выводится вся его жизнь.

    В известной степени можно утверждать, что человек к поступку и человек после совершения поступка — это несколько другой человек. Поэтому мы должны понять, почему в характеристике конкретного человека так много значат слова: «способен на поступок», действительно, далеко не каждый человек даже в экстремальных ситуациях может быть способным на поступок. Поэтому важно понять, что поступки — это своего рода узловые пункты человеческой жизни, к ним надо себя воспитывать и готовить, при этом — развивать интеллект, формировать волю, обогащать чувства, тренировать самообладание и мужество и т.п..

    В результате на содержание и направленность человеческих поступков существенно влияет нравственный идеал человека.

  2. Альберт говорит:

    » » » » » » » » » » » «Надо различать, что такое этика, а что такое мораль. Этика это внутреннее знание человека, а мораль это кодекс поведения, принятый в обществе по взаимному согласию, часто негласному, или навязанный кем-то или чем-то.

    » » » » » » » » » » » «Мораль она неразрывно связана с обществом, междуличностным общением. Когда человек один, он руководствуется внутренним знанием о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Когда человек в обществе, то если каждый человек в этом обществе руководствуется внутренним знанием, т.е. этикой, то мораль то и не нужна. Это практически идеальное общество, в котором каждый сам контролирует себя и свои поступки.

    » » » » » » » » » » » » Если хотя бы один член общества перестанет контролировать себя вследствии совершенного неэтичного поступка и отвратится от своего внутреннего знания, то он обращает свое внимание на этику других, становится так называемым моралистом, борцом за нравственность общества. Если таких много, то общество вынужденно придумывать кодексы поведения, мораль.

    » » » » » » » » » » » » И тогда возникает противоречие между внутренним знанием человека и принятым обществом моралью. Внутренне знание человека это истина, а мораль необходимость при существовании в неидеальном обществе.

    » » » » » » » » » » » «Мораль обвешивается такими авторитетами, как бог, родители, но даже Христос сказал, что ближние ваши враги ваши. Это к тому, что нужно верить себе, своему внутреннему знанию, а не авторитетам и штампам типа вежливости. Это не значит, что нужно идти принципиально идти против родителей или принципиально перестать быть вежливым, но надо знать одну вещь, что самый близкий вам это вы сами, и никакой бог не будет обслуживать ваши иллюзии.

    » » » » » » » » » » » » «Что касается религий, то они очень четко отследили этот момент. Те, кто создавал религии, прекрасно понимал, что если заместить внутреннее знание человека навязанным кодексом поведения, то «тогда человеком можно управлять.

    » » » » » » » » » » » » «Религии предлагают человеку нравственный выбор, который по сути вовсе не выбор. Выбор и свобода это синонимы. А то, что называют выбором религии, это к путь к собственному порабощению своими же усилиями.»

  3. Мария говорит:

    Нравственный выбор — это сложный процесс сопоставления известных Вам вероятных вариантов Вашей реакции на воздействие на Вас окружающей среды, которое побуждает Вас принять решение об ответном действии или бездействии, с известными Вам морально-этическими нормами, бытующими в Вашей среде, и Вашими личными понятиями о том, что нравственно и что безнравственно. «

    Нравственное решение, то есть соответствующее нормам нравственного поведения в социуме, часто может не совпадать с рациональным, выгодным для Вас с точки зрения удобства, экономии времени и сил, получения денежной выгоды и пр. Что Вы предпочтёте в процессе совершения своего выбора может оказаться как нравственным, так и безнравственным. «Но сам процесс совершения выбора всё равно назовётся «нравственным выбором».

    Так что «нравственный выбор» — как процесс нравственной оценки того, что Вы собираетесь почувствовать, подумать, сказать, сделать или не сделать — является для Вас точным показателем, каковы Ваши морально-этические установки в отношениях с окружающим Вас Миром. То есть ЧТО Вы разрешаете СЕБЕ, есть ли у Вас двойной стандарт (один для Вас и другой для других), ЧТО Вы запрещаете СЕБЕ, насколько Вами руководят Ваши нравственные установки (или для Вас важнее Ваша «безопасность» или Ваша «выгода»).»

    Кстати, если Вы поддаётесь страху испытать неприятности какого-либо рода, если поступите так, как считаете нравственным, и поэтому идёте на компромисс с безнравственностью (в себе и в других) или прямо поступаете безнравственно (по своей оценке), это значит, что Вы не видите дальше собственного носа. Безнравственное поведение даёт накопление в Вашей Душе и Вашем теле негативной Кармы. А это чревато в лучшем случае ухудшением здоровья (медленног и малозаметного или острого и явного вплоть до тяжёлой хроники или «смертельной болезни), а в худшем варианте — хиреет Ваша Душа, уходит жизненная сила из тела, а Вы недоумеваете, как, когда и почему Вам так не повезло.

    Также следует помнить о том, что Ваши личные нормы нравственности, нормы Вашей социумной группы могут не совпадать с личными нормами других людей или групп. Тогда возможен конфликт оценок, интересов и т.п. Разрешить такие конфликты можно только в том случае, если удаётся договориться об общей платформе для выводов. Её можно создать на сонове общечеловеческих ценностей, одинаково понимаемых, принимаемых и применяемых.

    Существующие общеизвестные Заповеди Ветхого Завета и Зповеди Блаженства Евангелия не все и не всегда понимают не то что до донышка, но даже и просто удовлетворительно. Но тем не менее на них стоят фактически все мировые религии и духовные учения Востока (например, буддизм, зороастризм). Любая религия стоит на страже нравственности народа, исповедующего её. Высокая нравственность народа — основа его процветания, благополучия, развития и роста.

    Народ состоит из отдельных личностей. Всё сказанное о народе относится к личности. Чем более нравственна личность, тем лучше для неё. Хотя и не всегда в общепринятом смысле, когда «хорошо» означает «сладко есть и мягко спать». Быть нравственным означает при любых условиях совершать нравственный выбор, не поддаваясь искушениям в обмен на свою безнравственность получить сиюсекундные материальные выгоды, забывая о своей душе и о воздаянии, которое может с лихвой перекрыть в минус полученные «выгоды», а по силе воздействия многократно превзойти совершённое Вами безнравственно.

    И ещё. Нравственный выбор Вы совершаете гораздо чаще, чем Вам, возможно, кажется. На самом деле Вы совершаете выболр каждые полсекунды, но не осознаёте этого. Но можете попробовать контролировать свой выбор в банальных ежедневных и даже ежеминутных «делах». Например, Вы на кого-то посмотрели — а ЧТО Вы подумали в этот МИГ (например, не так одет, не там стоит, раскорячился и мешает мне, кошмар какой урод и пр?), т.е. какие мгновенные оценки Вы даёте всему и всем каждый раз, когда Вы что-то слышите, видите, обоняете, осязаете… Если Вы себя увидите как постоянного раздражённого критикана всего и всех — это далеко от высоконравственного поведения. Потому что выдача Вами мгновенных поверхностных негативных оценок (вплоть до отвращения, ненависти и т.п.) есть проявление нелюбви ко всему и ко всем. Где уж тут нравственность!»

    Каждый нравственный выбор ставит перед Вами задачу полного и честного учёта ВСЕХ обстоятельств и характеристик данной конкретной ситуации. При этом нельзя тупо руководствоваться старыми схемами, вытаскиваемыми из памяти «по причине частичного сходства ситуаций. Так как при этом Вы можете не учесть крайне важных параметров конкретной новой ситуации, которые могут требовать совершенно другого решения. Вообще любые аналогии — это одновременно частичная подсказка, но и ловушка. Так что ДУМАТЬ и РЕШАТЬ надо каждый раз так, как будто Вы впервые принимаете решение по важному для Вас нравственному вопросу.

    Так что внимательно изучайте Заповеди, следуйте им, воспитывайте себя, делайтее свои нравственные выборы, действительно, нравственными. Успехов Вам на этом пути!

Добавить комментарий

Войти с помощью: