Что такое категория материи?
Вопросы Лимит по процентам для займа сотруднику организации
Вопросы Спортивная гимнастика и акробатика для детей: развитие тела и духа
Вопросы ДПК для забора и террасы: преимущества использования и особенности
Вопросы Топ-10 популярных групповых программ: отбор, контроль, мотивация
Вопросы Использование различных снарядов и оборудования в тренировках
Вопросы Приморская таможня конфисковала крупную партию гель-лаков, ввезенных под видом бытовой техники
Вопросы Что такое страх?
Вопросы Окна ПВХ от VEKA: преимущества
Картина мира может быть сформирована на основе различных типов мировоззрения — религиозного, естественнонаучного, мифологического и так далее. К формированию картины мира с позиции научного знания стремился философский материализм. Основным понятием в философском материализме является понятие материи («вещь», «вещество»). Впервые оно появилось в работах Аристотеля. Это понятие вбирает в себя длительный опыт познания окружающего мира и человека с позиции естествознания и здравого смысла. По мнению сторонников философского материализма, мир — это движущаяся материя в различных ее проявлениях.
Понятие «материя» прошло три этапа в своей» истории развития.
Первый этап. Наглядно-чувственные представления о материи появились в ранних древнегреческих первых, философских учениях. Считалось, что материя есть то, из чего бывают вещи и во что они превращаются, их «начало» или «элементы». В основу мира вложились те или иные природные стихии: вода, огонь, воздух и так далее. Все существующее было модификацией этих стихий.
Второй этап. В эпоху Возрождения и, особенно в Новое время преобладали механические представления о материи. В этот период считалось, что материя — это совокупность физических тел и процессов (И. Ньютон, Ж. Ламетрий, Д. Дидро и другие).
С точки зрения третьего этапа, диалектико-материалистического, материя — это объективная реальность, которая существует в виде бесконечного разнообразия закономерно взаимосвязанных и взаимодействующих между собой во времени и в пространстве количественно и качественно различных ее форм и видов бытия, микро- и макро тел и систем.
В настоящее время в философии существует большинство определений понятия материи. Многие философы считают, что в качестве исходного определения понятие материи следует взять следующее: материя — реальность объективная, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.
Что касается строения материи, то современной науке известны два его вида — вещество и поле. Вещество дискретно (внутренне расчленено), структурировано, обладает массой покоя и рассредоточено в пространстве. Формами вещества могут выступать атомы и молекулы, газы, жидкости, полимеры, белок, вирус, живые организмы, макротела. Они не имеют массы покоя и рассредоточены в пространстве равномерно. Поле существует в разных видах — гравитационное, электромагнитное, биологическое и так далее. Вещество и поле взаимопроникают друг в друга и дополняют друг друга. Например, их синтезом является плазма — особое состояние материи, из которого состоят небесные тела, например, Солнце. Тесное взаимодействие между полем и веществом наблюдается и в микромире.
Универсальные свойства материи:
1. Материи присуща объективность существования. Она существует вне и независимо от человечества и человека.
2. Неисчерпаемость материи означает огромное разнообразие его сторон, свойств, явлений и состояний.
3. Бесконечность материи означает вечную незавершенность, незаконченность процессов и состояний в материальном мире.
4. Свойство отражения говорит о способности предметов воспроизводить в ходе отношений внешних признаков и внутреннее содержание других предметов.
5. Материя обладает такими свойствами, как целостность и структурность. Являясь относительно самостоятельными, все фрагменты и стороны материально мира непосредственно или опосредованно взаимосвязаны друг с другом.
Человек всегда хотел понять строение мироздания, определить связи, которые существуют в мире. Благодаря ряду открытий в естествознании в конце 19-го века, а также благодаря работам по теории общества К. Маркса, А. Богданова, М. Вебера философия стала рассматривать бытие как определенного рода систему. Система — упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, имеющих структуру. Такой подход позволяет выделить различные уровни и подуровни в различных структурах бытия.
Наиболее полное представление в науке и в философии сложилось относительно материального устройства мира. В нем можно выделить некоторые уровни:
1. Неорганическая, (неживая) природа;
2. Живая природа;
3. Социум.
Данные уровни в совокупности составляют единую материальную систему.
Неорганическая (неживая) природа — движение элементарных полей и частиц, молекул» и атомов, планетарные изменения, макроскопических тел. Идея от простого к более сложному, в неживой природе можно отметить некоторые уровни: субмикроэлементарный — атомный — ядерный — ядерный — микроэлементарный — мегауровень — макроуровень — молекулярный (примером последнего могут служить планеты, галактики и так далее).
Живая природа — разного рода биологические процессы. Она входит в неорганическую природу (неживую), но начинается с другого уровня. Если в неживой природе самой малой ступенью является субмикроэлементраный уровень, то в живой природе — молекулярный уровень. Соответственно последовательность уровней в живой природе выглядит следующим образом: молекулярный — биосферный — популяционный — тканевый — организменно-микроорганизменный — биоценозный — клеточный.
В социуме также модно отметить уровни: индивидуум — нация — коллектив — этнос — семья — государство — класс — человечество. Уровни социума находятся в неоднозначных, в нелинейных между собой отношений. В результате может сложиться представление, что в обществе господствуют случайность и хаотичность. Но более детальный анализ структуры общества позволяет выявить в ней главные сферы общественной жизни, имеющие свои законы, структуры: материальную, социальную, политическую и духовную сферы.
Материя — это особый тип реальности. Материя — это субстанциональная первооснова мира — строительный материал для Бога, либо инобытие Творца, либо материя, сотворенная Богом.
Первые представления ог материи были сформированы в милетской школе (Фалес — вода, Анаксагор — апейрон, Анаксимен — воздух). То есть в качестве первоосновы, материи выступала некая стихия. У Аристотеля — 5 стихий: 4 подлунных (земля, вода, воздух, огонь) и одна надлунная — квинтэссенция (эфир). Материя как праматерия, нечто первичное. Платон считал, что есть хора — первоматерия. Материя повсюду одинакова, но почему же из нее получаются абсолютно различные вещи? Оформляясь, материя превращается в вещи. Это так называемые субстратные коцепции.
Уже в то время реализуются идеи субстанциональной трактовки материи («архэ») — начало, принцип. Началом в философии называется некий исходный элемент мира, из которого все происходит, но которое само по себе происходит из ничего. Понятие «архэ» употребляется в гносеологическом аспекте. Архэ как начальные, первичные принципы всяких рассуждений. В рамках античности возникла и другая концепция, которая продолжила свое существование после эпохи Средневековья — концепция атомизма (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Тит Лукреций Кар). Демокрит: атомов существует бесконечное множество, они между собой отличаются размером, формой, конфигурацией, положением, и все многообразие вещей объясняется бесконечным сочетанием этих атомов.
Средневековая философия: материя возникает из ничего, она создается одномоментно самим Богом.
Философия Нового времени. Ведется непрерывная борьба со схоластическим единомыслием (Пьер Гассенди, Томас Гоббс). Атомистические концепции вылились в целостные физические концепции (Ньютон). Успех в области физики свидетельствовал об истинности атомистической теории.
Корпускулярные теории — последние «кирпичики» материи.
Континуалистские теории — непрерывность материи не дискретна, а континуальна, это — непрерывная среда, материя длится до бесконечности (Рене Декарт). Обе концепции являются субстратными. В 17 веке многие философы признавали различия первичных (все свойства пространственного толка — фигура, размер) и вторичных (субъективно воспринимаемые качества — вкус, запах, звук) качеств мира.
Существенное свойство материи — масса (это мерило количества самой материи).
17 — 19 вв: характерны физикалистские представления о материи. Механицизм — сведение многообразных мировых процессов к чистой механике.
Редукционизм — сведение более совершенных элементов к более простым.
Революция в науке на рубеже 19 — 20 веков (открытие излучения солей урана, открытие рентгеновского излучения, радиации) спровоцировала» диалектическое определение материи. Сложилось мнение о том, что материя сама по себе не есть нечто стабильное. Выражение кризиса философских оснований в физике непостредственно. Ленин «Материализм и эмпириоеритицизм» 1908 год: исчезновение материи это ее превращение в другие невещественные формы. Материя — есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая копируется нашими органами чувств, существуя независимо от них. Он подчеркивает философский характер материи, не увязывает понятие материи ни с какими конкретными физическими свойствами. Определяет материю через противопоставленность тому, чем она по сути не является (сознание). В ленинском определении присутствует поддержка традиционной философской идеи: определенность матреии субстанциональна. Недостатки. Видимо, неудачность философского определения была продиктована желанием Ленина отмежеваться от субъективного идеализма и агностицизма. В ленинском определении нашли отражения идеи Просвещения (Гольбах: материя — это все то, что действует на наши органы познания) и философии 20 века, трактующей материю как субстанцию (Спиноза: материя — субстанция в том смысле, что она самодостаточна, не имеет собственного существования, но существует только в модусах).