Как написать бизнес план?
Вопросы Лимит по процентам для займа сотруднику организации
Вопросы Спортивная гимнастика и акробатика для детей: развитие тела и духа
Вопросы ДПК для забора и террасы: преимущества использования и особенности
Вопросы Топ-10 популярных групповых программ: отбор, контроль, мотивация
Вопросы Использование различных снарядов и оборудования в тренировках
Вопросы Приморская таможня конфисковала крупную партию гель-лаков, ввезенных под видом бытовой техники
Вопросы Что такое страх?
Вопросы Окна ПВХ от VEKA: преимущества
Написание бизнес-плана очень важный этап в любом бизнесе, так как в ходе этого процесса решается множество проблем. Во-первых, вы структурируете всю имеющуюся информацию о будущем бизнесе или инвестиционном проекте. Во-вторых, вы увидете то, насколько эффективен ваш бизнес и стоит ли вообще им заниматься. В-третьих, бизнес-план жизненно необходим, если вы собираетесь привлекать внешних инвесторов для реализации задуманного проекта.
Естественно, законодательно закрепленной формы бизнес плана не существует, каждый волен составлять его по своему разумению, однако существует типовой состав, которого всё же следует придерживаться. Рассмотрим все необходимые составляющие по порядку.
Резюме. Его следует составлять, умещаясь на одну страницу, делать так называемый one-pager. Это «визитка» вашего проекта, и от качества резюме зависит то, будет ли инвестор дальше читать ваш бизнес-план. В этом разделе следует указать цели вашего проекта, представить бизнес-идею, а также привести ряд важнейших экономических показателей: общий объем инвестиций, объем реализации (например, за год), величину прибыли, а также ряд показателей экономической эффективности инвестиций.
Продукт или услуга. Здесь необходимо описать то, производством чего вы собираетесь заниматься. Если это обычный продукт с существующим рынком, следует указать на то, что проблем с его реализацией не возникнет. Если это новый, «прорывной» продукт необходимо выделить его отличительные черты и преимущества.
Маркетинг. Этот раздел можно составить в формате описания предполагаемого комплекса маркетинга. Необходимо указать на то, что, кому, как, по какой цене и на каких рынках вы собираетесь продавать.
Организационный план. Характеризует организационно-правовую форму вашего предприятия и прочие юридические аспекты.
Производственный план. Включает описание технических особенностей производства продукта или услуги.
Строительный план. Включается в состав бизнес-плана, если проект предусматривает строительство определенных объектов. Разрабатывается как правило соответствующими специалистами.
Финансовый план. Наиболее важная часть всего бизнес-плана, которую целесообразно разрабатывать в формате анализа денежных потоков в разрезе периодов (годы) с разбивкой на подпериоды (кварталы, месяцы). Необходимо отразить денежные потоки по инвестиционной (использование инвестиций), операционной (произвдство и продажа продукции) и финансовой (привлечение и возврат заемных средств) деятельности. Также необходимо привести результаты оценки экономической эффективности инвестиций. С этой целью рассчитываются показатели чистой приведенной стоимости (NPV), внутренней нормы доходности (IRR), периода окупаемости, индекса рентабельности, максимальной утечки ликвидности и других.
Анализ рисков и чувствительности. Необходимо выявить и оценить количественно наиболее значимые факторы риска, а также их возможное влияние на реализацию проекта.
Финансовая стратегия. Описываются предполагаемы способы финансирования проекта.
Социально-экономическая эффективность. Раздел важен при обращении за бюджетными средствами. Необходима оценка влияния реализации проекта на ситуацию в стране или отдельном регионе.
Оценка воздействия на окружающую среду. В этом разделе приводится характеристика экологической стороны проекта. Оценивается негативное воздействие реализации проекта на среду и предлагаются меры противодействия такому воздействию.