Диалектика как философское учение?

Диалектика как философское учение?

  1. Елена говорит:

    Диалектика«(в том числе»»и»диалектический метод) является способом, аргументом для разрешения»разногласий«, которые были в центре индийской и европейской философии с древнейших времен.»Слово»диалектика»возникло в»Древней Греции«, и стала популярным» в»сократовских диалогах «Платона«».»Диалектический метод является»диалогом»между двумя или более людеьми, придерживающихся различных точек зрения о предмете, которые хотят установить истину вопроса путем диалога, с»мотивированными аргументами.»»Диалектика отличается от»дискуссии«, в которой спорщики привержены только к своей точке зрения, а значит нацелены выиграть спор, либо убедить противника, доказывая с помощью «аргументов что они правы, или пытаются убедить в том, что аргумент оппонента неверен — таким образом, судья или присяжные должны решить, кто выиграет спор.»Диалектика также отличается от»риторики«, в которой спикер использует»различные приёмы, чтобы убедить слушателей с помощью аргумента принять свою сторону.

    Сократ«выступает»за истину»как высшую ценность, предположив, что она может быть обнаружена в обсуждении с помощью разума и логики: следовательно,»диалектики».»Сократ ценил»рациональность«(обращаясь к логике, а не эмоциям) в качестве надлежащего средства убеждения, открытие истины, и определяющим для своих действий.»Для Сократа, каждый человек должен, прежде всего, искать истину, чтобы направлять свою жизнь.»Таким образом, Сократ был против софистов и их преподавания риторики как искусства и как эмоционального красноречия которое не требует ни логики, ни доказательств.»

    Цель»диалектического метода«мышления заключается в разрешении»разногласий«путем»рационального«обсуждения и, в конечном счете, поиск истины.» Другим способом диалектического разрешения разногласий является запрет»предположений«борющихся сторон и предоставить свой третий тезис.

    Возможно также, что отказ от предпосылки участников встречает сопротивление, которое затем может вызвать повторную череду споров.»

    «Фихте«диалектики (гегелевской диалектики) базируется на четырех концепциях:

    1. Все преходяще, и конечно, существующе в среде»времени«.
    2. Все состоит из противоречий (противоборствующих сил).
    3. Постепенное изменение приводит к кризисам, переломным моментам, когда одна сила побеждает своего соперника силой (количественные изменения приводят к качественным изменениям).
    4. Изменения»винтовые«(спиральные), а не круговые (отрицание отрицания).»

    Понятие»диалектика»существовала в философии»Гераклита«из»Эфеса«, который предположил, что все находится в постоянном изменении, в результате внутренней борьбы и оппозиции.»»Таким образом, история диалектического метода история философии.» В»классической»философии«,»диалектика»(«греческий«:»delta;iota;alpha;lambda;epsilon;kappa;tau;iota;kappa;ή») является одной из форм рассуждения, основанной на диалоге аргументов и контраргументов, отстаивая»положения«(«тезисы«) и»контр-предложения»(«антитезы«).»Результатом такой диалектики может быть опровержение соответствующего предложения, либо сочетание противоположных утверждений, либо качественное улучшение диалога.»

    Кроме того, термин»диалектика»играл огромную роль в философии»Сократа«и»Платона«, в греческий»классический«период (4-5 вв. до н.э.).Аристотель«говорил, что это был досократической философ»Зенон Элейский«, который изобрел диалектику, после чего диалоги Платона являются примерами диалектического метода Сократа.

    Диалектика (также называемая логика) была одной из трех либеральных искусств преподаваемых в»средневековых университетах«в рамках»тривиума».»Тривиум«также включал риторику«и»грамматику. Многие схоластические философы также использовали диалектику в своих работах, такие, как»Абеляр«,» Уильям Шервуд«,»»»Уолтер Берли«, Роджер Свинесхед и»Уильям Оккама.

    Диалектика была сформирована следующим образом:

    • Определяется вопрос.
    • Основные возражения на вопрос.
    • Аргумент в пользу этого вопроса, и традиционно один аргумент «наоборот ..»
    • Определение вопроса после взвешивания доказательств.»(«Я отвечаю, что …raquo;)
    • Ответы на каждое возражение

    Понятию диалектики дал новую жизнь,»Гегель«(после»Фихте«).»В середине 19-го века, понятие laquo;диалектикаraquo; была присвоена»Марксу«(см., Например,»Капитал«, опубликованный в 1867 г.).Таким образом, эта концепция играет важную роль на мировой арене и в»мировой истории«.»В современной»полемике«, laquo;диалектикаraquo; может также относиться к пониманию того, как мы можем или должны воспринимать мир (гносеология«). По Гегелю, laquo;диалектическийraquo; метод это метод с помощью которого человеческая история разворачивается, то есть, история прогрессирует как диалектический процесс. Гегелевской диалектика, как правило, представлена в трёх образах, заявил»Генрих Мориц «как состояит «из трех этапов диалектического развития:»тезис«, что привело к его реакции,»антитеза«, которая противоречит или отрицает тезис, и напряжение между которое должно разрешаться путем»синтеза«.»Хотя эта модель часто называют после того, как»Гегель«, сам никогда не ею пользовался, о чем говорят конкретные формулировки.»Гегель«приписывал терминологию»Канту«.» Продолжая работу Канта,»Фихте очень подробно остановился на»синтезе«модели, и популяризировал её.

    «

  2. lola2110 говорит:

    Диалектика — это философское учение о всеобщих связей бытья, о движении и развитии всего сущего. Кроме того, она является и способов (методом) философского мышления, с помощью которого окружающий человека мир воспринимается как единое, противоречивое и динамическое целое.

    Диалектическая традиция является древней в философии. Она представлена во многих школах и учениях в виде различных исторических форм диалектики.

    В античности существовала наивная, стихийная диалектика, которая была результатом простого созерцания окружающего мира. Платон и Аристотель пытались понять природу и источники развития мира. Сократ пытался исследовать движение человеческого познания. Но основателем диалектической традиции считается Гераклит, который считал, что природа представляет непрерывный поток изменений, а весь мир есть процесс.

    Диалектическая мысль существовала в средние века, но развивалась в основном как искусство спора. В Новое время диалектика развивалась под воздействием открытий, сделанных в естествознаний. Но в силу господства в науке механики и математики в 17-18 веках преобладала метафизическое мышление. Правда, в 18-ом веке Ж. Кондорсе и Ф. Вольтером была выдвинута идея прогресса мировой истории.

    В первые в истории философии целостное диалектическое учение было разработано в немецкой классической философии. Это была вторая историческая форма диалектики — идеалистическая диалектика. Основная заслуга в разработке диалектики как системы принципов, законов и категорий принадлежит Г. Гегелю.

    В 19-ом веке естествознание перешло к изучению связей и процессов, существующих между предметами и явлениями, что потребовало соответствующего философского метода. Благодаря творчеству Ф. Энгельса, К. Маркса, В. И. Ленина сформировалось третья историческая форма диалектики — материалистическая диалектика.

    Диалектика представляет собой сложную систему принципов, законов и категорий. Основными принципами (исходными положениями) диалектики являются принцип развития и принцип взаимосвязи. В соответствии с этими принципами в диалектики утверждается следующее:

    1. Любые явления и предметы в мире подвержены качественным изменениям (развитию);

    2. Все в мире взаимосвязано, что подчеркивает вся история развития мира, данные естественных и общественных наук.

    В систему диалектики входят и ее основные законы:

    1. Закон единства и борьбы противоположностей. Выявляет внутренний и внешний источники движения и развития, принцип самодвижения. Этот закон отвечает на вопрос «Что является источником развития?». Процесс развития предстает как взаимодействие и переплетение противоположных начал мира, их взаимовлияния. Подчеркивается особая роль противоречия как основной силы развития. Этот закон диалектики гласит, что развитие объективной действительности осуществляется путем раздвоения единого на противоположность и их взаимодействия. Закон носит всеобщий характер и проявляется в развитии природы, общества, в жизни индивида, в ходе человеческого мышления и познания.

    2. Закон перехода количественных изменений в качественные. Этот закон раскрывает механизм развития, отвечая на вопрос «Как оно (развитие) происходит?». Диалектика характеризует каждый предмет с точки зрения его свойств и в этих целях применяет понятие качества и количества. Свойство — это характеристика предмета, проявляющееся в его отношении к другим предметам. Качество представляет собой единству важнейших и необходимых свойств предмета, которые раскрывают его природу. Качество имеет свою собственную противоположность — категорию количества. Количество как философская категория, которая определяет величину, темп протекания процессов, объем предметов, степень наличия свойств и качеств предметов. Очень часто количественная определенность показывается числом, которое дает разрешение охарактеризовать вещи, применить некие математические методы исследования.

    Единство, взаимосвязь количества и качества измеряются мерой. Мера — это философская категории, которая показывает интервал количественных изменений, в рамках которого основное качество остается прежним. Диалектика утверждает, что на определенной ступени существования предмета под воздействием количественных накоплений (вещества, энергий, информации), наступает скачек как процесс перехода предмета в принципиально иное состояние (качество). Скачек играет существенную роль в развитии, истории предмета, так как в ходе предмет перестает быть самим собой и переходит в свою противоположность (молодое — старое, жизнь — смерть и так далее).

    3. Закон отрицания отрицания. Такой закон, опираясь на два другие закона выявляет направленность и тенденции развития. Данный закон отвечает на вопрос «Куда направлено развитие?». Особую познавательную роль в данном случае играет понятие «отрицание», под которым в диалектике понимается:

    а) Отрицание как простое уничтожение предмета под воздействием внешних факторов, конец развития. Данное отрицание представляет собой, по словам В. И. Ленина, «зряшное» отрицание, оно не содержит в себе ничего нового, прогрессивного.

    б) Отрицание как внутренний момент развития, в результате чего происходит преодоления старого новым, сохранения в старом всего самого положительного и жизнеспособного, что существовало в прошлом и что сохраняется для бедующего. Следует отметить, что развитие, как восходящий процесс, возможно только при данном внутреннем (конструктивном) отрицании, то есть при сохранении и синтезе всего.

    В процессе развития оба эти отрицания взаимосвязаны, но главная роль принадлежит внутреннему отрицанию. Отрицание носит всеобщий характер, проявляясь не только в природе (например, развитие стебле растения из зерна), обществе (смена способов производства, исторических эпох, поколений), но и в жизни каждого человека (смена возраста, процесс познания и так далее).

    Закон отрицания отрицанию показывает, что развитие характеризуется единством поступательного и повторяющегося, то есть имеет форму спирали. Развитие предстает как процесс, как бы повторяющий уже пройденные ступени, но на более высоком уровне.

    Категории диалектики (неосновные законы диалектики):

    1. Все предметы и процессы материального мира находятся в универсальных связях и отношениях между собой. При их взаимодействии наступает процесс их влияния и проникновения их друг в друга, складываются причинно — следственные связи. Соотношение причины и следствия позволяет установить генетическую связь между явлениями, когда одно явление, которое называют причиной, при наличии конкретных» условий в необходимостью порождает, призывает к жизни другое явление называемое следствием.

    2. Для анализа закономерных связей бытия философия выработала понятие необходимости и случайности. Необходимое — это то, что обязательно происходит при благоприятных условиях, это объективные, устойчивые и повторяющиеся связи в мире. Случайность — это неустойчивые, необязательные связи, явления, процессы это то, что может произойти, а может не произойти. Случайное имеет под собой определенные основания и предпосылки, поэтому данная категория всегда рассматривается философией как форма проявления необходимости.

    3. При исследовании развития предмета во времени философия пользуется такими категориями, как возможность и действительность. Возможность — это то, что еще не стало реальностью, бытием, что имеется лишь в зародыше, как предпосылка. Действительность — это то, что прошло этап становления, что живет, действует, развивается. Всякая действительность есть результат заложенных изначально в нее возможностей и в потенциале содержит в себе новые возможности.

    4. Для характеристики предмета как внутренне расчлененного, но в месте с тем структурно упорядоченного, философия выработала такие парные категории, как содержание и форма. Содержание — это единство всех элементов и внутренних связей, процессов и так далее, в развитии предмета. Форма есть организация содержания, способ его выражения и существования. Содержание всегда одно, а форма наполнения содержания разная.

    5. Для исследования многообразия мира, выявления его неповторимости и сходства, для выяснения всеобщих свойств и законов философия использует категории единичного и общего. Под единичным понимается отдельный предмет, его индивидуальные характеристики. Общее объединяет все предметы определенной системы.

    6. При переходе познания окружающего мира на более высокий уровень отражение философия использует категории сущности и явления. Сущность — это внутренняя, устойчивая, чувственно не воспринимаемая сторона предметов и процессов. Сущность определяет, как функционирует, развивается вещь. Явление — это проявление сущность, нечто внешнее, что может быть познано человеком с помощью органов чувств.

    7. С помощью категории в части и целого философия утверждает, что развивающееся явления представляют собой целостное взаимодействие его частей.

Добавить комментарий

Войти с помощью: