В чем заключается культура и духовная жизнь общества?

В чем заключается культура и духовная жизнь общества?

  1. Вероничка говорит:

    Под духовной жизнью общества обычно понимаются не материальные предметы объективной реальности,» а как реальность в той или иной степени присущая самому человеку и находящаяся в нем самом.» Это не отделимая от него часть его личности.

    Духовная жизнь человека формируется на основе и с учетом его реальной деятельности, является результатом приобретенных практических знаний. Духовная жизнь представляет собой особую форму окружающего мира для человека, а так же способом непосредственного взаимодействия с ним.

    Чувства, эмоции, цели, переживания и другие нематериальные личностные свойства и составляют целостный духовный мир каждой личности.

    Духовная жизнь каждого человека ndash; это, прежде всего порождение человеческого общества, ее азы передаются в процессе воспитания и обучения, а значит, она является составной частью социума.

    Духовная жизнь общества содержится в различных формах общественного сознания ndash; нравственное, политическое, религиозное, научно ndash; практическое, а так же самое важное, правовое.

    Ясно, что ее элементами будут являться религия, наука, мораль и право.

    «

    Мораль ndash; совокупность тех или иных правил поведения, которые являются производными от некоторых представлений каждого человека о том, что можно считать добром, а что злом, что является справедливым, а что нет. Мораль основана на собственных убеждениях людей, или является непосредственным следствием общественного воздействия.

    Наука представляет собой теоретические и систематизированные взгляды на окружающий мир, выражающиеся в теориях, трудах, учениях, практических наработках.

    Искусство ndash; это такая специфическая форма общественного сознания, которая выражается в виде произведений художественного творчества, музыкальных произведениях, продуктах народного творчества.

    Религия может рассматриваться как совокупность мифологических представлений, а так же религиозных институтов, таких как церковь. Религия характеризуется наличием догматов, традиций, вероучений.

    Право ndash; представляет собой единую систему формальных норм, установленных как государством, так и народом, обязательность их соблюдения осуществляется как под влиянием общественного мнения, так и принудительной силой государственной власти.

    В структуру духовной жизни общества включаются.

    — духовные потребности;

    — духовная деятельность;

    — духовное производство;

    — духовные ценности.

    Духовные потребности определяют мотивы людей создавать духовные ценности. Это одно из психических состояний человека, которое побуждает их к созиданию.

    Такие потребности могут быть сформированы только при процессе социализации.

    Духовные потребности ни чем не ограничены.

    Для реализации духовных потребностей люди могут организовать духовное производство, основная задача которого производство духовных ценностей своим собственным умом.

    К результатам духовного производства относят:

    1. Идея, образ.

    2. Духовные связи каждого индивида внутри общества.

    3. Человек как самостоятельная духовная единица.

    Духовное производство имеет три основные сферы, искусство, науку и религию.

    Самое главное, что ни одно духовное производство нельзя отнять от его производителя.

    Производные духовной культуры являются достоянием всего человечества.

  2. lola2110 говорит:

    В зависимости от функционально-целевой направленности различают материальную и духовную культуру. Материальная культура ориентирована на преобразование предметной реальности, удовлетворение материальных потребностей людей, создание материальных ценностей. Сюда относятся коммуникации, материально-технические предметы труда, культурно-бытовые , материальные предметы индивидуального пользования, умения, производственный опыт, знания людей, навыки, осуществляющих процесс, направление производства.

    Культура духовная — ориентирована на трансформацию самого человека, его внутреннего мира, удовлетворение духовных ценностей. Нередко встречается и отношение к духовной культуре как к какому-то необязательному добавлению к более насущным жизненным благам, поскольку она не приносит наглядной практической пользы, выгоды. Однако отказ от духовной культуры грозит людям возвращением к животному образу жизни. В обществе, где пренебрегают духовной культурой, люди дичают. Их уделом становиться биологическое существование, погоня за примитивными чувственными удовольствиями. Культурный вакуум вызывает рост алкоголизма, наркомании, преступности и других асоциальных явлений.

    Важнейшими формами духовной культуры являются мораль, религия, искусство.

    Мораль — это система ценностей, норм поведения и общения людей, принятых в обществе. Мораль выполняет, воспитательно-социализирующую» и регулятивную функции для обеспечения сосуществования людей в социуме. Она дает оценку явлениям природы и социальной действительности с точки зрения их полезности для прогрессивного развития личности и общества и тем самым определяет общие ориентиры (цели, идеалы, нормы) деятельности людей. Посредствам усвоения принятых в обществе представлений о том, «что такое хорошо, что такое плохо», личность проходит стадию социализации и превращается в полноправного члена социума. Регулятивную функцию мораль выполняет с помощью таких механизмов, как общественное мнение, совесть, общественная власть. Специфика морали как формы регуляции общественных отношений выражается в таких чертах, как проникновения во все сферы общественной жизни (бизнес, политику, спорт и так далее), оперативность реагирования на изменения в социуме (в отличии от законов и традиций),обобщенный характер норм поведения и общения (при применении их в реальной жизни нередко возникают исключения и отклонения от общего правила, что порождает проблему морального выбора) и другое.

    Существуют разные концепции происхождения морали. Научная концепция утверждает, что ценности и нормы поведения и общения люде постепенно складывались в процессе совместной их трудовой и бытовой жизнедеятельности. Уже в первобытном обществе в племенах существовала система табу — древнейших запретов на убийство сородича, кровнородственные связи и другое. С» расширением связи между родами и племенами появляется правило талиона. В аграрных цивилизациях в середине первого тысячелетия до нашей эры на смену талиону пришло золотое правило нравственности (простейшее универсальное правило поведения) — поступай по отношению к людям так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Большое влияние на формирование моральных норм оказывают политика и идеология.

    Согласно религиозной концепции происхождения морали, ее ценности и нормы определены Богом. В христианской культуре, например, одним из нравственных ориентиров является Декалог — 10 заповедей Ветхого Завета: почитай отца и мать, не убей, не укради, не прелюбодействуй, не клевещи, не завидуй и другое. Сходные заповеди есть в нравственных кодексах других мировых и национальных религий.

    В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, мужество, трудолюбие, ответственность, патриотизм и другие этические добродетели. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они высоко,а те, кто обладает ими, пользуются уважением. Эти ценности выступают в роли нравственных идеалов. Моральные ценности и нормы носят конкретно-исторический характер, то есть имеют свою специфику в локальных культурах, изменяются вместе с изменением материальных условий и духовных факторов общественной жизни. Но, поскольку природа людей одинакова, при всей пестроте известных систем морали все же можно говорить о единых общечеловеческих моральных ценностях и нормах, благодаря которым достигается взаимопонимание, контакт и сосуществование представителей разных культур.

    Форму духовной культуры изучает такая философская наука, как этика. Основными этическими категориями являются добро и зло, долг и совесть, достоинство и честь, справедливость и другое.

    Религия — это система воззрений и действий, основанных на вере в сверхъестественное. По поводу сущности и причин ее существования есть разные мнения. С точки зрения богословского-теологического подхода религия обладает сверхъестественной природой, является формой связи земного мира с сверхъестественным миром, Богом. Утверждается вечность религии ее непреходящее значение для каждого конкретного человека и человечества в целом. С точки зрения философско-научного, материалистического в своей основе, подхода религия является фантастическим, иллюзорным отражение действительности в сознании людей. ЕЕ проявление объясняется неспособностью людей рационально объяснить причины и сущность наблюдаемых природных и социальных явлений,добиться обычными методами действий желаемого результата или решения какой-либо сложной жизненной ситуации, заинтересованностью определенных общественных групп в существовании религии и церкви. Утверждается, что религия имеет временный, исторический характер, и по мере развития науки, совершенствования общества она будет отмирать.

    Религия играет большую роль в жизни человека и общества. Она выполняет, во-первых, мировоззренческую функцию, так как содержит определенную картину мира, комплекс ценностей, идеалов и норм, то сеть основных компонентов мировоззрения. Благодаря религиозному мировоззрению человек обретает смысл своей жизни, выводящий его за пределы обыденного приобретения и потребления материальных благ, ориентирующий на духовное развитие. Во-вторых, религия выполняет психотерапевтическую функцию, адаптируя людей к трудностям жизни. Она дает надежду на чудо, духовные силы преодолевать жизненные невзгоды, страдания и даже достойно воспринимать смерть, так как страдания и смерть для религиозного человека наполнены определенным смыслом. В-третьих, религия выступает как духовная сила, способствующая организации общественного порядка. Она дает людям общие ценности и цели, обосновывает и узаконивает существующие в обществе морально-правовые нормы ссылкой на их божественное происхождение, привлекает верующих к совместному участию в культурной деятельности и тем самым укрепляет социальное единство и порядок.

    Вместе с тем, религия играет в обществе не только положительную, но и отрицательную роль. Например, всевластие религии над другими формами культуры и духовным развитием людей ограничивает свободу художественного и научного творчества. Религиозные разногласия способствуют разжиганию вражды между людьми, ущемлению прав религиозных меньшинств, возникновению военных конфликтов.

    В структуре религии выделяют религиозное вероучение, религиозный культ и религиозную организацию. Религиозное вероучение — это совокупность утвержденных религиозными организациями догматов и преданий о Боге, пророке-основателе религии, устройстве мира, правилах жизни человека и общества. Религиозное вероучение излагается в священных текстах (христианская Библия, мусульманский Коран и так далее) и их канонизированных толкованиях. Религиозный культ — это обрядовые действия, совершаемые с целью установления контакта с предметом веры (молитвы, богослужения, праздники, посты). Религиозная организация — это форма объединения верующих для координации культовой деятельности, сохранения и передачи религиозной информации. Типичной формой религиозной организации является — церковь, в которой верующие разделяются» на клир — иерархию профессиональных служителей церкви, священников различного ранга, и паству — мирян, простых верующих. Церковь состоит из множества религиозных общин, которые концентрируются вокруг церковных храмов.

    В мире существует множество религий. Среди них принято выделять три мировые религии — ислам (мусульманство), христианство, буддизм, которые получили распространение в разных странах и у разных народов. На ряду с ними есть религии национальные (индуизм, конфуцианство, иудаизм и другие), местные и племенные, а также необозримое количество религиозных сект. Многие из этих сект возникли в 60-70-е года 20 века и получили распространение в США, Западной Европе, и других регионах мира. Их появление связывается с крупными социально-политическими и культурными переменами в современном мире и обществе, ослаблением позиций традиционных религий. Разочарование в официальных ценностях потребительского общества, чувство одиночества и потеря смысла жизни — все это явилось социально-психологическим фактором поиска новой системы ценностей, нового мировоззрения. Приверженцами нетрадиционных религий и культов является преимущественно молодежь, поскольку именно ее присущ обостренный поиск смысложизненных ориентаций и интерес ко всему новому, таинственному, непознанному. Следует отметить, что среди неокультов существует недостаточное количество деструктивных сект, пребывание в которых может привести ее членов к серьезным психическим расстройствам и деградации личности.

    Искусство — это сфера художественной деятельности и ее продуктов — художественных произведений. Искусство является одной из форм эстетического отношения человека к миру, которое изучает такая философская наука, как эстетика. Основные категории эстетики — прекрасное и безобразное, возвышенное и неземное, трагическое и комическое и другое.

    Искусство проявляется в первобытном обществе, для того что бы помогать решать какие-то практические задачи: способствовать успеху в охоте, войне, во взаимоотношениях с природными силами, животными и растениями и так далее. Впоследствии количество функций искусства возросло. Оно выполняет, во-первых, рекреативную функцию, то есть служит для отдыха и развлечения. Именно на эту функцию ориентируется искусство массовой культуры (телесериалы, блокбастеры, триллеры и детективы, шоу и так далее). Во-вторых, искусство выполняет воспитательную функцию. Художественное произведение рассматривается как учебник жизни, показывающий образец действий, пример для подражания. В-третьих, искусство выполняет идеологическую функцию, так как в художественном произведении находят выражение взгляды автора на общественную жизнь в форме критики или пропаганды определенных идей, ценностей, норм и так далее. Власть всегда старалась поставить искусство на службу себе, что бы с его помощью внушать подданным необходимые политические, религиозные, нравственные и прочие чувства и идеи. В-четвертых, искусство выполняет познавательную функцию. Художник в своем творчестве так или иначе отражает существенные в культуре его народа и его эпохи взгляды и установки. Искусство — это зеркало культуры. Поэтому знакомство с художественными произведениями является хорошим средством познания особенностей различных исторических и социальных типов культуры.

    Главной же и отличительной функцией искусства является — эмотивная функция, способность воздействовать на сферу человеческих эмоций, вызывать гаму самых разнообразных чувств, заставлять переживать искусственно создаваемые события и ситуации. Средством эмоционального воздействия на человека является художественный образ — определенная форма подачи некой идеи, темы. Художественный образ — это золотой ключик, которым заводиться механизм переживаний. С помощью искусства люди получают добавочные эмоции для удовлетворения эмоционального голода. Искусство также предоставляет людям возможность дополнительных жизней в воображаемых мирах художественных образов, что ведет к расширению культурного кругозора личности, обогащению ее духовного опыта и совершенствованию имеющейся у нее модели мира.

    В зависимости от материала, используемого для создания художественного образа, выделяют различные виды искусства. Визуальные искусства (воспринимаемые зрением) — эта живопись, графика (в том числе компьютерная), скульптура, художественная фотография, архитектура, парковое искусство, дизайн, хореография и другое. Аудиальные искусства (воспринимаемые слухом) — это вокальная и инструментальная музыка. Словесные искусства — литература (поэзия и проза), живое слово. Синтетические» искусства — театр, эстрада, цирк, кино и другое.

    Различают также классическое и постклассическое искусство. Классическим считается европейское искусство с античности до рубежа 19-20 веков. Для него характерна реалистическая манера отображения действительности с установкой на образцовость, что означает ориентацию на прекрасный идеал, стремление своим творчеством оказывать облагораживающие воздействие, поиск совершенства в технике исполнения. Современное постклассическое искусство представляет собой не столько отражение окружающей действительности, сколько выражение внутренних переживаний автора-исполнителя. Оно уже не стремиться воспитывать, а делает ставку на развлечение, удивление, шокирования публики. Современное искусство эклектических и других культурных миров, стилей направлений и форм художественного творчеств. Постклассическое искусство не вытеснило из современной художественной культуры классическое искусство, которое продолжает задавать определенные образы художественного творчества, оказывающие воздействие на авангардное искусство.

Добавить комментарий

Войти с помощью: