Общество как предмет философского анализа?

Общество как предмет философского анализа?

  1. skwork говорит:
    Основная задача социальной философии заключается в том, чтобы понять, что есть общество, какое место оно занимает в жизни человека.
    Понятие «общество» можно рассматривать как в широком, так и в узком понимании слова. Под обществом в узком значении подразумевают некий этап исторического развития человечества или определённую страну. Как пример можно привести феодальное общество. В широком значении словом общество именуют отделившуюся от мира природы часть материального мира, в состав которой входит способ взаимодействия людей и формы их объединения.
    Анализируя все явления действительности, общественная жизнь является одним из самых сложных. Учитывая тот факт что в природе связь между материальными образованиями происходит без воздействия сознательных существ, то в обществе действуют наделённые сознанием люди, которые мотивируются определенными целями и пытаются их достичь. Как результат деяний людей общество постоянно меняется и развивается.
    Основательный поворот в осознании общественной жизни состоялся в учении созданном К. Марксом и Ф. Энгельсом. Они произвели материалистическое осмысление истории. Основная сложность формирования материалистического осмысления истории заключалась в том, чтобы раскрыть в обществе, в котором вообще сложно отыскать явления, которые не зависят от человеческого сознания, такую область, которая находилась бы вне сознания человека. Существующий процесс жизни людей Маркс охарактеризовал как общественное бытие. В общественное бытие входит совокупность общественных материальных взаимоотношений которые возникают между людьми в ходе производства и распределения, материальных благ, в семье, в культурно-бытовой сфере. Общественное бытиеопределяет содержание общественных идей, миро воззрений, чувств. Основное значение в осознании общественной жизни в пределах концепции материалистического понимания истории отдаётся, прежде всего, материальному производству и экономическим общественным взаимоотношениям. Сознание общества определяется экономическими условиями существования людей.
    Социальные философы всегда размышляют над проблемой отношения человека и общества. Есть два подхода к этой пониманию данной проблемы — объективистский и субъективистский. Отличие объективизма заключается в детерминизме: общество создаёт тех людей, которые ему необходимы. Учение известного французского философа и социолога Эмиля Дюркгейма служит образцом такого понимания взаимной связи человека и общества.
    Общество он характеризовал как некую совокупность социальных фактов. Под социальными фактами он подразумевал образы мыслей и поступков, которые имеют коллективный характер и обладают таким признаком, как подвергать принуждению индивида. Именно коллективное сознание и мнение общества регулируют поведение индивида, который не в состоянии произвольно выбрать жизненный путь, не выбранный обществом. Он не в праве выбрать язык или отказаться от денежной системы существующей в обществе. Индивид должен подчиняться коллективному сознанию. Дюркгейм обращал своё внимание на тот факт, что исследовать общественное сознание стоит по его объективным проявлениям в разнообразных памятниках культуры: по правовым кодексам, обычаям, нравам и т.д. Субъективистский подход к дилемме «человек — общество» базируется на понимании общества как некой суммы автономных индивидов которые способны к осмысленным действиям и сознательному выбору. Сторонником субъективизма был немецкий философ и социолог Макс Вебер. Вебер был основоположником концепции социального действия. Под социальным действием он подразумевал действие, мотив которого понимает индивидом; это деяние, которое имеет общественную реакцию, т.е. направлено на остальных людей и приводит к реакции у других. Общество, по Веберу, есть совокупный результат осознанного поведения людей, конечный продукт их сознания и воли. Создание капиталистического общества он объяснял появлением у человека способности к рациональному поведению в хозяйственной сфере и повседневной жизни.

Добавить комментарий

Войти с помощью: